Резня в Туркестане

  • 15/07/2017
  • Елена Бухтеева

diletant.media (9.07.2017)

В июне 1916 года был издан указ о мобилизации на принудительные тыловые работы 400 тысяч жителей Туркестана. Ответом на этот указ стало восстание, на подавление которого российские власти бросили 30 тысяч человек. «Дома русских поселенцев сжигались, имущество расхищалось, мужское население беспощадно вырезалось, а женщины и дети уводились в горы, где подвергались всяческим надругательствам», – писал о событиях в регионе дипломатический чиновник при Туркестанском генерал-губернаторе Сергей Чиркин.

Какую роль в среднеазиатском восстании сыграли турецкие агенты и почему историки до сих пор не пришли к единой оценке событий 1916 года?

В Туркестане XX столетия отношения между коренными жителями и русскими поселенцами складывались крайне напряженные. Связано это было с тем, что последние получали в свое пользование крупные земельные участки. Не менее острым был и религиозный вопрос.

В соответствии с июньским указом, на тыловые работы привлекались мужчины в возрасте от 19 до 43. Месяцем позже от набора были освобождены служащие полиции, имамы и муллы, студенты, должностные лица и лица, пользующиеся правами дворян. Указ о трудовой мобилизации породил множество слухов. Так, в частности, утверждалось, что мусульман собираются использовать в качестве «пушечного мяса» на фронте — якобы они должны были идти впереди русских войск и стать главной мишенью для противника. В Туркестане начались волнения, участниками которых стали преимущественно молодые мужчины. Расправы с русской администрацией, нападения на банки и почту, обрыв телеграфной связи, поджог деревень — восстание охватило Ферганскую, Сырдарьинскую и Самаркандскую области. Крупным очагом восстания стал Ташкент. «В Ташкенте жители стремились привлечь на свою сторону военнопленных и лиц, настроенных против царизма», — докладывал полицмейстер города. В некоторых населенных пунктах восстанием руководили духовные лица, пользующиеся у местных жителей огромным авторитетом.


В русских поселениях, на которые нападали повстанцы, оставались десятки изуродованных трупов — как взрослых, так и детей. Девушек и девочек уводили в плен. «Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых клали в ряды и топтали лошадьми. Если вообще страшна смерть, то подобная смерть еще страшнее», — приводит «Российская газета» свидетельство настоятеля Покровского прихода Туркестанской епархии Е. Малаховского.

В Семиречье, по оценкам современников, было сожжено 1300 усадеб. Всего здесь проживало до 200 тысяч русских. Не менее 2325 из них погибли. Историки до сих пор не пришли к единой оценке событий 1916-го года; ряд специалистов утверждает, что в Среднеазиатском восстании прослеживается турецкий след. Говорится, в частности, о косвенном влиянии младотурецкой революции 1908 года, в ходе которой получили широкое распространение идеи панисламизма. Некоторые исследователи говорят о том, что в Туркестане работала турецкая разведка, здесь распространялись листовки на турецком языке, которые призывали всех благоверных мусульман объединиться против русских.

В подавлении восстания были задействованы около 30 тысяч человек. В августе волнения идут на убыль, не менее 100 тысяч киргизов и казахов бегут в Китай. Многие из них погибли, оказавшись в чужой стране без жилья и средств к существованию. В итоге к трудовой повинности вместо 400 тысяч местных жителей были привлечены 100 тысяч. В крае начались судебные процессы, продолжавшиеся до февраля 1917-го. 201 человек был приговорен к смертной казни.