Что будет с детьми, танцевавшими в церкви?

  • 06/05/2017
  • Виолетта Рябко

dw.com   (5.05.2017)

Корреспондент DW побеседовала с Ольгой Сибиревой – экспертом информационно-аналитического центра “Сова” и автором доклада “Религия в светском обществе”.

В селе Перемышль Калужской области началась прокурорская проверка по факту “танцев в церкви”, сообщают российские СМИ.

Краткая предыстория: в местном храме Рождества Богородицы состоялся праздник, среди участников которого были и дети. В соцсети попал видеоролик, демонстрирующий их выступление на празднике. Это видео вызвало неоднозначную реакцию пользователей, после чего и началась прокурорская проверка.

Корреспондент DW побеседовала с Ольгой Сибиревой, экспертом информационно-аналитического центра “Сова” и автором доклада “Религия в светском обществе” о роли церкви в современной России.

DW: Ольга, как вы думаете, чем закончится прокурорская проверка?

Ольга Сибирева: Предугадать это очень сложно. Ведь поводов для проверки прокуратуры не было. Это был праздник, организованный приходом. Причем не просто региональный праздник, в Москве такой же проводился. Я видела анонс на сайте патриархии, где сообщалось о ряде мероприятий в те же даты, в том числе – танцевальных, конкурсов.

В церкви Калужской области изначально планировалось провести выступление на улице, в храм его перенесли только потому, что была непогода, и взрослые испугались, что дети в легких костюмах могут простудиться. Выступление было далеко от алтаря, говорить о близости к святыне сложно. Все прихожане присутствовали на этом празднике, саму церковь ничто не возмутило, поэтому говорить об оскорблении чувств верующих здесь сложно.

Проверка – это энтузиазм прокуратуры. А человек, который перепостил этот кусок видео, не потрудился описать подробности происходящего. Он просто увидел “акробатов в храме” и, якобы, пришел в ужас. Возможно, если бы он выяснил контекст, то и реакция была бы другой.

– Кому могут предъявить обвинение? Ведь танцуют дети, которых пригласили туда взрослые и, вероятно, сам священник. Их сложно сравнивать с Pussy Riot…

– На мой взгляд, тут некому предъявлять обвинения, потому что не в чем обвинить. Мнение священника явно учитывалось организаторами мероприятия. Но как показывает практика дел о “защите чувств верующих”, фантазия прокуратуры безгранична! Бывают совсем неожиданные решения, нам эту фантазию не переплюнуть.

– Как проявляется влияние церкви на общество, на СМИ?

– Некоторые буквально спешат опередить возмущение верующих. Свеженький пример – заявление телеканала 2х2 о том, что они не будут показывать серию “Симпсонов”, в которой герои ловят покемонов в церкви. Хотя официальной позиции церкви по этому поводу не было, вышла только подборка мнений священнослужителей. Это еще не мнение патриарха и не заявление синода, но телеканал решил подстраховаться.

– Как вы считаете, религиозные чувства сейчас чаще становятся предметом конфликта в нашем обществе?

– Активность так называемых защитников чувств верующих как раз пошла на убыль. В прошлом году не было силовых попыток сорвать мероприятие. Вероятно, это влияние дела “Божьей воли”: после погрома в Манеже последовало и административное наказание, и даже уголовное дело. Оно было закрыто, но это был первый случай, когда люди, которые под предлогом оскорбления чувств срывали концерты и выставки, были привлечены к ответственности.

Но при этом, если посмотреть на статистику, то в 2016 году мы видим больше приговоров, касающихся защиты чувств верующих, чем в предыдущие годы. То есть государство почему-то считает необходимым защищать чувства верующих, причем иногда в странной форме. Это противоречит концепции светского государства, потому что в судах оказываются дела, которые вообще не должны становится предметом рассмотрения светского суда. И это – нехорошая тенденция.