«Нехорошая квартира», или «Террористический» скандал в ГПЦ

  • 22/09/2017
  • Владимир Унанянц

ekhokavkaza.com

Политические беженцы-лазы или турецкие террористы? Грузинская православная церковь снова в центре скандала. Один из членов Священного синода обвинил секретаря-референта патриарха Шорену Тетруашвили в содействии лицам, причастным к террористической деятельности на территории Турции.

В Грузии разгорается новый скандал вокруг патриархии. Член Священного синода, одна из ключевых фигур нашумевшего т.н. дела о цианиде, митрополит Чкондидский Петре Цаава публично заявил: секретарь-референт патриарха Шорена Тетруашвили, проходившая как главная потерпевшая в том же самом «деле о цианиде», в течение нескольких месяцев укрывала обвиняемых в терроризме лиц в доме главы Грузинской православной церкви в Тбилиси.

«Мне сообщили, что секретарь-референт также пыталась уговорить патриарха выступить посредником в переговорах с премьер-министром по вопросу освобождения из-под стражи турецкого гражданина, обвиненного в убийстве», – заявил Петре Цаава.

О том, что в доме патриарха, расположенном на Мцхетской улице в одном из престижных районов Тбилиси, в течение почти года проживали граждане Турции, которые были объявлены на родине в розыск по обвинению в терроризме, похищении и убийстве человека, стало известно из показаний бывшего начальника личной охраны патриарха Сосо Оханашвили. Согласно просочившейся в СМИ информации, он заявил об этом на закрытом заседании суда по делу священника Георгия Мамаладзе еще 25 июля. В частности, Оханашвили утверждал, что убежище троим турецким подданным предоставили секретарь-референт патриарха Шорена Тетруашвили и председатель попечительского совета университета патриархии Георгий Андриадзе. При этом, по словам Оханашвили, сам Илия Второй ничего об этом не знал.

Экс-начальник охраны патриарха также подчеркнул, что своевременно сообщил об этом силовым ведомствам, однако с их стороны никакой реакции не последовало, а через несколько дней эти люди покинули Грузию. О безучастности следственных органов заявил и присутствовавший на июльском процессе адвокат Михаил Рамишвили:

«Могу сказать, что со стороны прокуратуры на это не было никакой реакции. Они даже не задали вопросов. Силовые структуры и правоохранительные органы обязаны определенным образом реагировать на любую информацию, каким бы образом они ее ни получили».

Впрочем, в прокуратуре обвинения в бездействии отвергают. По словам представителя следственного органа Георгия Грдзелишвили, весной 2016 года по просьбе Анкары в Тбилиси были задержаны двое граждан Турции, обвиняемых в участии в вооруженной террористической организации:

«Так как упомянутые лица разыскивались по обвинению в участии в вооруженной террористической организации, на основе просьбы компетентных органов Турции соответствующие органы Грузии в 2016 году задержали их и осуществили правовое реагирование. В частности, в соответствии с законами Грузии, один из них был экстрадирован в Турцию, а в отношении второго сейчас ведутся экстрадиционные процессы».

Мустафа Зорлуджан, так зовут экстрадированного гражданина, в данный момент находится в заключении в одной из турецких тюрем. Но пока шло следствие, его интересы, как оказалось, защищал юрист патриархии Эдишер Карчава.

Что именно связывало патриархию с Зорлуджаном, представители Грузинской церкви не комментируют. В то же время председатель попечительского совета университета патриархии Георгий Андриадзе утверждает, что тот является этническим лазом и не имеет никакого отношения к террористам. По словам Андриадзе, Зорлуджану было оказано покровительство в рамках т.н. Лазского проекта, который предусматривает помощь этническим грузинам, проживающим на территории Турции. Георгий Андриадзе также уверяет, что Зорлуджан – политический беженец и правительство Турции разыскивало его только из-за его политических взглядов:

«Мустафа Зорлуджан несколько раз был в доме патриарха, но он не ночевал там. Вам интересно, где сейчас Зорлуджан? Этот человек отбывает срок в Турции. Это не мусульмане-фанатики. Это демократы, у которых проблемы в Турции возникли после того, как они приехали в Грузию».

Впрочем, факт политического преследования не подтверждают в Министерстве по делам беженцев и расселению. Как заявили в ведомстве Созара Субари, запрос Зорлуджана на получение политического убежища был детально изучен, и в итоге ему было отказано за отсутствием мотивов.

Ключевая же фигура скандала, секретарь-референт патриарха Шорена Тетруашвили, как и в «деле о цианиде», предпочитает не комментировать ситуацию.