ГПЦ посылает Западу и России разные сигналы

  • 04/12/2017
  • Мзия Паресишвили

ekhokavkaza.com

В Тбилиси с нетерпением ждут возвращения делегации Грузинской патриархии из Москвы. Сегодня в рамках торжеств по случаю столетия восстановления патриаршества в России должна была состояться встреча членов синода ГПЦ с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Одной из главных тем станет совместное преодоление абхазского церковного раскола.

«Никаких негативных последствий не будет», – уверял грузинских журналистов глава грузинской делегации архиепископ Теодоре (Чуадзе) перед отъездом в Москву. Прессу тем временем весьма интересовала возможная реакция Москвы на заявления представителей ГПЦ в Вашингтоне. Там на прошлой неделе в ходе встреч с представителями американской политической элиты грузинские священнослужители открыто выступали против российской политики и пропаганды, говорили о важности западных ценностей и необходимости их распространения в Грузии. Об этом говорили духовные лица, которые в Грузии известны антизападными и пророссийскими проповедями.

Яркий пример такого преображения продемонстрировал хорепископ патриарха, епископ Бодбийский Якоб. Его, кстати, не оказалось среди тех, кто по прибытии из Вашингтона на второй день (1 декабря) отправился в Москву на празднование столетия восстановления патриаршества в России.

Архиепископ Теодоре (Чуадзе) не любит резких заявлений, он попытался преподнести антироссийские заявления духовных лиц как мнения частных лиц, на которые в Москве не будут болезненно реагировать:

«Не думаю, чтобы были какие-то последствия. У каждого человека свое мнение. Наши разговоры (в Вашингтоне) не касались политики, они были церковные».

При этом Теодоре Чуадзе, как и еще два члена синода – митрополит Герасим (Шарашенидзе) и епископ Вахтанг Липартелиани, перед отъездом в Москву не стал говорить о планах РПЦ и ГПЦ по созданию совместной рабочей группы для преодоления абхазского церковного раскола.

Об этом договоре стало известно в ходе ноябрьского визита в Тбилиси митрополита Иллариона, председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ. (Официально он приехал передать грузинскому патриарху Илие Второму приглашение от главы Русской православной церкви посетить торжественные мероприятия в Москве). Тогда же прозвучало имя сорокапятилетнего Цалкского епископа Григола (Кация) как одного из представителей с грузинской стороны, который войдет в состав рабочей группы.

Примечательно, что среди отбывших в Москву священнослужителей Григола Кация нет. Вопреки ожиданиям, не поехал в российскую столицу и местоблюститель патриарха митрополит Шио Муджири.

О том, что на московские празднования по состоянию здоровья не сможет приехать патриарх Грузии Илия Второй было известно заранее. Но о том, что вопрос отколовшихся регионов станет ключевым для грузинской делегации, свидетельствует и обнародованное грузинской патриархией письмо Илии Второго, обращенное к участникам заседаний Архиерейского синода по случаю столетия восстановления патриаршества в России. В нем говорится:

«Как известно, несмотря на существующее напряженное политическое положение между Россией и Грузией, наши Церкви сохраняют дружеские отношения и евхаристическое единство, но для разрядки ситуации этого недостаточно. Необходимо изменение обстановки в Абхазии и в Цхинвальском регионе, чтобы отношения между нашими государствами обосновались на справедливости и взаимоуважении, что мы и ранее неоднократно отмечали».

Особого прорыва от этого визита, в том числе и по вопросу Абхазии, политолог Гиа Нодиа не ждет:

«Понятно, что церковь – религиозная организация, но в наших условиях церковь – геополитическая организация. Отношения ГПЦ с РПЦ традиционно крепки. Визиты в Вашингтон или Брюссель свидетельствует о том, что в ГПЦ не хотят, чтобы ее до конца рассматривали как четко выраженную антизападную и пророссийскую организацию. Известно, что в ГПЦ есть про- и антизападное крыло. Но в этой ситуации высказывания церковных иерархов непоследовательные. Иногда церковь говорит, что поддерживает европейскую ориентацию Грузии, иногда выступает с крайне антизападными заявлениями. Все это указывает на внутреннюю неопределенность или же борьбу (между ветвями)».

Гиа Нодиа не думает, что ГПЦ в обозримом будущем освободится от сильного влияния РПЦ. В самой грузинской патриархии отмечают, что руководствуются лишь национальными, государственными интересами Грузии. Там пообещали, что все подробности переговоров с РПЦ станут достоянием общества сразу же по возвращении грузинской делегации из Москвы 6 декабря.