В ФРГ живет более 1,4 млн турок. Многие из них сохранили гражданство Турции и активно участвуют в выборах. За кого они проголосуют на досрочных президентских и парламентских выборах – у DW.
Незадолго до проведения досрочных парламентских и президентских выборов в Турции, которые намечены на 24 июня, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган и его правящая Партия справедливости и развития (ПСР) вновь обратились за поддержкой к избирателям, проживающим на территории Германии. Предвыборная агитация в ФРГ запрещена турецким политикам уже больше года, однако это не мешает им вести активную пропагандистскую кампанию из-за рубежа. “Такой запрет только укрепит наших сторонников, – считает глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу. – Подавляющее большинство турок за границей поддержат нас”.
Заявление министра небезосновательно. В Германии сейчас проживают около 1,45 миллиона турок, многие из которых сохранили турецкие паспорта. Вероятность того, что большинство из них проголосуют за Эрдогана, велика. Год назад на референдуме о переходе Турции от парламентской республики к президентской в поддержку предложения Эрдогана выступили почти две трети турецких избирателей, живущих в Германии.
Выборы в Турции состоятся 24 июня. Турецкие избиратели в Германии должны проголосовать раньше – с 7 по 19 июня. Первоначально выборы были запланированы на 2019 год, однако в апреле Эрдоган заявил об их переносе. По оценке экспертов, одна из причин, обусловивших этот шаг, – резкая девальвация турецкой лиры, что может вызвать ухудшение экономической ситуации в стране и, соответственно, ослабление поддержки ПСР. Другой причиной является укрепление рядов оппозиции, в частности, появление новой оппозиционной силы – “Хорошей партии”, быстро набирающей авторитет. Правящей партии важно провести выборы, пока избиратели в большинстве еще стоят на стороне ПСР, указывают наблюдатели.
Турецкие избиратели, проживающие в Германии, составляют примерно два процента всего электората. Их голоса очень важны, считает социолог Мурат Гецичи (Murat Gezici). Особенно в условиях, когда для избрания президента может потребоваться второй тур. Эта группа избирателей демонстрирует более высокую поддержку Эрдогана, чем граждане, живущие в самой Турции. Так, на референдуме 2017 года в поддержку инициированной Эрдоганом конституционной реформы проголосовали 63 процента избирателей, живущих в Германии, и лишь 51,4 процента – в самой Турции.
Социологи пытаются понять феномен активной поддержки турецкого лидера зарубежными избирателями. Гюлей Кизилочак (Gülay Kizilocak) из эссенского Института исследований Турции объясняет это тем, что многие турецкие мигранты являются выходцами из сельской местности. Это обуславливает их высокую религиозность, приверженность традиционным ценностям, защищаемых партией Эрдогана.
Молодое поколение турок, по выражению социолога, не чувствует себя в Германии полностью как дома и поддерживает ПСР в качестве своеобразного протеста. Однако свою “старую родину” немецкие турки предпочитают любить издалека. Те из них, кто возвращаются домой, делают это в основном в пожилом возрасте, заработав в Германии пенсию и собрав деньги для безбедной старости.
Другой причиной, по которой турки в Германии голосуют за Эрдогана, может быть страх. Депутат бундестага от Левой партии Гёкей Акбулут (Gökay Akbulut) считает, что живущие в ФРГ турки подвергаются массированному давлению. “Многие боятся открыто выразить свою политическую позицию, так как опасаются, что создадут тем самым проблемы для своих родственников, живущих в Турции”, – указал Акбулут в интервью DW. Кроме того, турецкие власти активно собирают в Германии информацию об оппозиционерах, что также оказывает воздействие на позицию избирателей.
Тем не менее далеко не все немецкие турки являются сторонниками Эрдогана. Так, на парламентских выборах 2014 года 17 процентов их поддержали прокурдскую Партию демократии народов (ПДН) и 13 процентов – крупнейшую оппозиционную силу страны, Республиканскую народную партию (НРП).