“Такого не было сто лет”. В Ватикане начался судьбоносный процесс

  • 25/06/2024
  • Сергей Проскурин

ria.ru

Противостояние внутри Католической церкви ожесточается. Консерваторы все активнее нападают на либералов, а те переходят к репрессиям. Звучат взаимные обвинения в ереси. По мнению экспертов, самой многочисленной в мире конфессии грозит раскол.

“Это честь для меня”

Одни на пенсии записываются в кружок кройки и шитья, другие начинают учить новый язык. А вот у католического кардинала Карло Марии Вигано, который разменял девятый десяток, занятия не столь мирные.

Например, недавно ему пришла повестка из Дикастерии доктрины веры. Эта структура — прямая наследница Инквизиции — ватиканское “министерство правды”, в чьи обязанности входит строго блюсти чистоту вероучения.

Но 83-летний архиепископ никуда не поехал. В соцсети объяснил: “Я не признаю ни полномочия Дикастерии, ни власти ее префекта, ни власти того, кто его назначил”.
А также добавил, что не имеет ни малейшего желания становиться участником показательного процесса, где судить за искажение вероучения будут те, кто сам уличен в ереси. Обвинения в свой адрес иерарх “счел за честь”.

Но чем же так провинился Вигано? Его послужной список не назовешь бунтарским: апостольский нунций в Нигерии, а затем в США; генеральный секретарь губернаторства государства-града Ватикана — на этом посту он сумел в кратчайшие сроки превратить дефицитный церковный бюджет в профицитный.

Только вот в 2016-м формальное прошение архиепископа об отставке (его подают все иерархи по достижении 75 лет) удовлетворили очень быстро. И немолодой, но еще энергичный Вигано вынужден был уйти на покой.

Причина тому — неугомонный нрав, который особенно остро проявился после 2013-го, когда консервативный папа Бенедикт XVI покинул престол, а на его место заступил непредсказуемый Франциск. Либеральные нотки в политике Ватикана — разговоры о благословении однополых пар, женском священстве — и в то же время замалчивание куда более серьезных проблем вынудили Вигано пойти на рискованный шаг.

“Наложница нового порядка”

В 2018-м он опубликовал письмо, в котором обвинил действующего понтифика в сознательном сокрытии многочисленных случаев сексуальных домогательств к несовершеннолетним бывшего архиепископа округа Колумбия кардинала Теодора Маккэррика.

По словам Вигано, когда он лично сообщил о “постыдном досье” Франциску, тот никак не прокомментировал информацию, “как будто уже давно знал об этом”, — и немедленно сменил тему.

Дальше — больше. Архиепископ не стал молчать после того, как в конце прошлого года понтифик санкционировал благословение однополых пар. Тем самым, пояснил иерарх, “Бергольо (Вигано сознательно именует папу его мирским именем. — Прим. ред.) <…> навязывает верующим принятие гомосексуализма, одновременно скрывая скандалы своих протеже и продвигая их на самые высокие посты”.

Истинная цель такой политики, считает архиепископ, в том, чтобы спровоцировать католиков, заставить их отвернуться от церкви и затем превратить ее в “наложницу нового мирового порядка”.

“Женщины-священники, благословения геев, гендерная идеология — это инструменты, с помощью которых можно возмутить верующих, — поясняет Вигано. — Бергольо уже достиг своей цели, которая есть предпосылка для получения согласия еретиков и блудников, признающих его папой, и вытеснения любой критики”.

А около месяца назад — и вовсе невиданное. В очередном посте в соцсетях архиепископ обвинил Франциска в совершении “тех же злоупотреблений”, что и бывший кардинал Маккэррик.

“Автобусы трансвеститов, несколько раз приглашенных в Ватикан; частные слушания для транссексуальных и гомосексуальных пар, состоящих в сожительстве; недавние назначения двух каноников Санта-Мария-Маджоре, известных во всем Риме как гомосексуалисты, подтверждают принадлежность Бергольо к лобби, которому он обязан своим назначением”, — заключил неугомонный критик.

Подобной дерзости руководство стерпеть не смогло. Вот и прислало ту самую повестку с обвинениями. А они, надо сказать, серьезные. Заявления архиепископа, как говорится в письме, “привели к отрицанию элементов, необходимых для поддержания общения с Католической церковью”.
Прежде всего, он не привел в подтверждение своих слов никаких доказательств. Этот упрек Святого престола — чисто формальный. А по существу — Вигано открыто не признает легитимность действующего понтифика. Кроме того, в нескольких публикациях отрицает реформы Второго Ватиканского собора — там заложили основы “нового курса”, которым конфессия идет сегодня.

Разберутся своим домком

Дикастерия доктрины веры пока никак не прокомментировала инцидент. А государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин лишь пояснил журналистам, что “архиепископ Вигано занял некоторые позиции и предпринял некоторые действия, за которые должен ответить”.

“Мне очень жаль, — добавил госсекретарь, — потому что я всегда ценил его как великого деятеля, очень преданного Святому престолу, того, кто в определенном смысле также был примером. Не знаю, что произошло”.

Журналист и автор книг о Франциске Марко Полити отметил: папа Бергольо на протяжении многих лет подвергался критике консервативного крыла, порой довольно язвительной. Однако в последнее время понтифик перестал сносить нападки с кротостью и смирением.

Так, в ноябре 2023-го лишился поста один из столпов католического традиционализма по ту сторону Атлантики — епископ Джозеф Стрикленд. Он называл папу не иначе, как “дьявольски дезориентированным клоуном”. Без околичностей говорил, что чрезмерная открытость в социальных вопросах — прямой путь к гибели церкви. В итоге нарвался сначала на увольнение из епархии родного города Тайлера (штат Техас), а затем — на подозрения в экономических злоупотреблениях.

Следом за острый язык лишился римской квартиры и зарплаты другой критик проблемы абортов и открытости к ЛГБТ*-сообществу — кардинал Рэймонд Лео Берк.
Еще один представитель “школы злословия” — немецкий кардинал Герхард Мюллер — несколько месяцев назад окрестил новую либеральную доктрину Франциска “богохульством”, а самого понтифика обвинил в ереси. Однако наказания не последовало. Может быть, потому, что Мюллер сделал ремарку: с ересью или без — папа остается папой.
По мнению экспертов, Ватикан, обеспокоенный ростом недовольства среди духовенства, решил привести бунтарей к покорности. “Франциск более не хочет, чтобы внутри церкви существовали организованные группировки — его лобовые враги”, — полагает журналист Марко Полити.

И если Стрикленд поплатился должностью, а Берк — имуществом, то архиепископа Вигано ждет куда более серьезное наказание: увольнение и, возможно, штрафы, но самое главное — публичное отлучение от церкви.

“Проблема противостояния либералов и консерваторов, конечно, старая. И нынешняя история — одна из ее вспышек. Я бы не говорил, что Франциск начал борьбу с традиционалистским крылом. Скорее, речь пока идет о единичных случаях”, — считает ватиканист Алексей Юдин.

Но начало положено многообещающее, продолжает он. За последние сто лет столь громких обвинений в ереси в Католической церкви не было. Если Вигано решит стать “новым Лютером” и возглавит оппозицию, тогда религиозная организация действительно окажется на грани раскола. К тому же у архиепископа, как опытного дипломата, припрятано достаточно нелицеприятных секретов о руководстве.

С другой стороны, понтификат Франциска — самый конфликтный за последние сто лет. И, заключает эксперт, если этот формат существования для папы максимально комфортный, то не исключено, что Церкви удастся пережить очередную бурю.