Власти начали признавать проблему вывоза детей из Азербайджана на территории, подконтрольные Исламскому государству*, но нужна интенсивная работа для ее решения, следует из материала Meydan TV, обнажившего проблему “маленьких пленников ИГ*” на примере конкретных азербайджанских семей.
Как писал “Кавказский узел”, 12 октября самолетом в Баку был доставлен трехлетний мальчик, который был найден в одном из багдадских приютов. Перелет ребенка оплатил МИД страны. Родных мальчика разыскали азербайджанские власти.
Только после того, как в Баку был доставлен трехлетний мальчик, в стране открыто заговорили о том, что в Сирии и Ираке есть несовершеннолетние дети из Азербайджана, отмечается в материале Meydan TV от 27 ноября 2017 года “Маленькие пленники ИГИЛ*” (Исламское государство (ИГ, ИГИЛ) признано в России террористической организацией и его деятельность запрещена решением суда).
Авторы материала отметили, что после того, как трехлетний мальчик был доставлен в Баку, министр иностранных дел страны Эльмар Мамедьяров признал, что в Ираке находятся более 100 женщин и детей из Азербайджана.
“Только по официальным данным, за последние 5 лет попытки присоединиться к террористической организации “Исламское государство”* сделали около 900 граждан Азербайджана. Большей части удалось уехать на подконтрольные ей территории. Из Азербайджана в Сирию и Ирак уезжали не только молодые мужчины, готовые влиться в ряды боевиков, но и семейные пары, и матери семейств, бросившие мужей”, – говорится в материале.
По информации издания, на возвращение своих детей и жены с контролируемой ИГ* территории надеется, в том числе, один из жителей азербайджанского города Хырдалан. По его словам, 16 апреля 2014 года его жена ушла из дома вместе с двумя дочерьми, старшей из которых было 9 лет, а младшей – 3 года. Жена оставила мужу записку, в которой просила ее не искать.
“Писала, что переезжает. Предлагала [мне забыть ее и] начать новую жизнь”, – рассказал житель города Хырдалан, также отметив, что “жена с детьми отправилась в сирийский город Ракку”.
В материале отмечается, что позже жена прислала мужу фотографии дочерей, на которых девочки были сняты с оружием в руках; в том числе есть фото с флагом ИГ* на заднем плане.
Сторонники радикальных организаций уезжают на Ближний Восток с семьями, так как не планируют возвращаться, рассказал ранее “Кавказскому узлу” бывший боевик, разочаровавшийся в идеях “Исламского государства*”. По его словам, он был свидетелем казни нескольких азербайджанцев боевиками ИГ*. “Их пытали, они хотели покинуть Сирию, они увидели ошибки ИГ* и хотели его покинуть, их поймали на границе и заставили признаться в том, что четыре человека хотели совершить переворот в ИГ*”, – рассказал молодой человек “Кавказскому узлу” в интервью “Путешествие в “Исламское государство”* и обратно”. О казни группы азербайджанцев боевиками также рассказывается в материале “Кавказского узла” “Сафари по-сирийски”. Рассказ бывшего боевика, сбежавшего из ИГИЛ”*
Дети до сих пор находятся в сирийской Ракке
Житель города Хырдалан заявил журналистам Meydan TV, что он не понимает, как азербайджанским женщинам удается перевезти через границу детей, не имея на это согласия их отцов. По словам жителя Хырдалана, у его жены не было даже свидетельств о рождении и паспортов дочерей.
Это заставляет мужчину, по его словам, подозревать, что “в организации отъезда его семьи были замешаны не только вербовщики ИГ*, но и азербайджанские чиновники”. В материале издания также приводятся слова пресс-секретаря азербайджанского МИДа Хикмета Гаджиева, который заявил, что “фактами о возможном вывозе несовершеннолетних детей из страны с фиктивными документами власти Азербайджана не располагают”.
“Я неоднократно обращался в официальные структуры. Сначала на мои письма не отвечали. Потом вызвали в МВД и предупредили, чтобы я вел себя тихо”, – посетовал житель города Хырдалан.
По его словам, в последний раз он общался с дочерьми больше года назад – в августе 2016-го. Но родители жены подтверждают, что иногда разговаривают с дочерью по телефону и знают, что она с детьми по-прежнему в Ракке и что все живы, говорится в материале издания.
Сестра уехавшей в Сирию жительницы города Хырдалан рассказала в интервью изданию, что “изменения в поведении сестры стали очевидны задолго до ее отъезда”. “Я понимала, что рано или поздно она совершит нечто подобное. Но надеялась на лучшее”, – отметила она.
Издание также отметило, что в 2014 году похожий инцидент произошел на севере Азербайджана, в селе Хачмазского района, когда 37-летняя мать двоих детей уехала вместе с ними в Алеппо. Женщина, как отмечается в материале, позвонила матери и коротко проинформировала: “Мы в Алеппо. Приехали, чтобы стать шахидами. С вами, безбожниками, жить невозможно”.
Meydan TV также процитировало бывшего сотрудника упраздненного в конце 2015 года МНБ Азербайджана Ильхама Исмаила. Он рассказал о существовании коррупционной схемы в МНБ, которая предполагала содействие вербовщикам ИГ* за взятки. Бывший сотрудник министерства национальной безопасности Азербайджана полагает, что “содействие чиновников, скорее всего, заключалось в помощи в изготовлении поддельных документов или в содействии перехода через азербайджано-турецкую границу без документов”.
“Успешнее всего программа вербовки ИГ* работала на севере страны, в близких к Северному Кавказу регионах, а также в Баку и Сумгаите,” – процитировало издание Ильхама Исмаила. В основном, по его словам, вербовщиками в Азербайджане были выходцы из Саудовской Аравии.
В материале издания отмечается, что в МИД Азербайджана признали, что “возвращение детей на родину является сложным процессом”. Сложность же состоит в том, что нужно для начала установить личность детей, которые порой не знают даже имен своих родителей и откуда они родом.
“Сначала к нам должны обратиться родственники. После этого начинается работа по установлению личности и местонахождения”, – приводятся в материале издания слова пресс-секретаря МИД Азербайджана Хикмета Гаджиева. По словам Гаджиева, “в этом деле большую помощь оказывают находящиеся на месте сотрудники Международного комитета Красного Креста”.
Галина Бальзамова, сотрудник по связям с общественностью Международного комитета Красного Креста, сообщила изданию, что в настоящее время МККК посещает и оказывает гуманитарную помощь более чем 1300 женщинам и детям, которые содержатся под стражей в Ираке. “В этой группе представлены 20 национальностей”, – цитирует издание сотрудницу Международного комитета Красного Креста.
Российские власти также предпринимают меры для возвращения с Ближнего Востока детей, попавших Сирию и Ирак с родителями, предположительно примкнувшими к террористам. Чеченские женщины заявили о том, что получили возможность вернуться в Россию после согласия на уголовное преследование.В свою очередь в Дагестане силовики преследуют вернувшихся жительниц республики, тем самым действуя на руку вербовщикам боевиков и мешают возвращению женщин и детей из Сирии, заявили опрошенные “Кавказским узлом” эксперты.
* – “Исламское государство” (ИГ, ранее – ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.