ekhokavkaza.com (16.08.2017)
В Тбилиси внимательно анализируют отчет Госдепартамента США о религиозных свободах за 2016 год, в котором отдельной главой упомянута ситуация в Грузии. Чиновники заявляют, что учтут рекомендации «дружественных государств». А представители НПО сетуют на то, что многие проблемы остаются нерешаемыми много лет.
Глава Государственного агентства по вопросам религии Заза Вашакмадзе не стал сегодня комментировать отчет Госдепа о религиозных свободах. В разговоре с «Эхом Кавказа» он сказал:
«В докладе 13 страниц, их необходимо правильно перевести, а затем тщательно проанализировать. Разумеется, с некоторыми положениями мы согласимся, а с некоторыми, возможно, нет. Однако замечу, что мы всегда учитываем рекомендации дружественных государств».
Неправительственный сектор с докладом уже ознакомился. По словам представителей НПО, приведенные в отчете конкретные факты свидетельствуют не только о наличии, но и росте нетерпимости к представителям религиозных меньшинств со стороны православного большинства.
По словам юриста Центра мониторинга и изучения прав человека Мариам Бегадзе, начиная с 2012 года, положение в сфере религиозных свобод только ухудшалось – это касается как целого цикла конфликтов с представителями грузинской мусульманской общины, так и роста насилия в отношении Свидетелей Иеговы. Однако важнейшим индикатором ухудшения ситуации является перманентное усиление роли ГПЦ во всех сферах общественно-политической жизни Грузии, говорит Мариам Бегадзе:
«Одним из вопросов, затронутых в отчете, является рост «исламофобских» или «тюркофобских» настроений. В этом смысле показателен эпизод с возведением в Батуми второй мечети, когда, несмотря на неоднократные обещания властей, землю под новую мечеть не выделяли. В итоге местная община грузинских мусульман смогла самоорганизоваться и на собранные средства приобрести нужный участок земли. Однако и сейчас строительство сталкивается с рядом искусственных препон, на этот раз со стороны местных муниципальных властей, которые под разными предлогами не выдают разрешения на строительство, несмотря на то, что поблизости функционируют несколько церквей».
Еще одной проблемой, по словам Мариам Бегадзе, является нежелание правоохранительных органов расследовать межконфессиональные инциденты. В некоторых представители полиции просто выступают на стороне православных общин:
«Показательна тенденция, когда правоохранительные органы под разными предлогами оттягивали, а затем и вовсе заминали расследование и выявление виновных в нескольких межконфессиональных конфликтах, связанных с постройкой культовых сооружений. В тех же событиях в селении Мохе, которые нашли отражение в отчете, отмечается, что представители полиции применили физическое воздействие в отношении представителей мусульманской общины. Об этом говорил и Народный защитник Грузии. Но расследование так и не было проведено. Напротив, один из этих полицейских впоследствии был назначен главой полиции этого поселка. Это говорит о неэффективности роли государства в предотвращении таких случаев. Мы намерены по всем эпизодам обращаться в международные суды».
Епископ Евангелическо-баптистской церкви Русудан Гоциридзе обратила внимание на ту часть доклада, где речь идет о ГПЦ как об эксклюзивном партнере государства в сфере образования. Речь идет о законодательной норме, согласно которой государство обязано способствовать функционированию образовательных учреждений ГПЦ, при этом государство признает ученые степени, звания и документы, выдаваемые учреждениями Грузинской церкви. Такими привилегиями не пользуются представители других конфессий, говорит Русудан Гоциридзе:
«Самое печальное, что многие события нашли свое отражение в отчете во второй и третий раз, что означает, что государство не меняет своего подхода к проблемам религиозных свобод на протяжении последних лет. Думаю, что положение в школах является самой застарелой проблемой, и она попадает в аналогичные отчеты Госдепа из года в год. Об этом на протяжении долгого периода говорят в Совете по религиям, который направил не одно обращение в Минобразования, однако решение этой проблемы так и не сдвинулось с мертвой точки».