Единоверцы скорбят о судьбе христианского города Каракоша на 9-летнюю годовщину его падения

  • 11/08/2023
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

До вторжения джихадистов 6 августа 2014 года в нем обитало 60 тысяч жителей, в подавляющем большинстве католиков

КАРАКОШ.  Единоверцы скорбят о судьбе христианского города Каракоша на 9-летнюю годовщину его захвата джихадистами 6 августа 2014 года – на тот момент в нем было 60 тысяч жителей, в подавляющем большинстве католиков, пишет catholicnewsagency.

Небольшой город Каракош на севере Ирака с населением 60 тысяч человек, в том числе более 59 тысяч католиков (99%) проснулся девять лет назад, утром 6 августа 2014 года, от грохота мин, беспорядочно и беспощадно обрушившихся на жилые дома. Первыми погибли 32-летний Инаам Ишуа Булис (Inaam Ishua Boulis), 5-летний Дэвид Адиб Элиас Шмейс (David Adeeb Elias Shmeis) и 9-летний Милад Мазен Элиас Шмейс (Milad Mazen Elias Shmeis).

Двумя месяцами раньше, 10 июня 2014 года, пал Мосул, центр провинции Ниневия и второй по величине город Ирака. Его с ходу взяли боевики террористической организации ИГИЛ*, без промедления прошли город насквозь, и уже к 6 августа вышли к Каракошу в 30 км к юго-востоку от Мосула. Христианам Мосула джихадисты поставили ультиматум – до 19 июля 2014 года либо обратиться в ислам, либо подписать обязательство об уплате «зимма» – налога на неверных в уплату за иллюзорную защиту по законам шариата. Непокорным было велено покинуть город до этой даты под угрозой смертной казни. В результате почти все христиане бежали из города и бросились искать спасения в Ниневийской долине, сея страх и смятение в деревнях и городах долины на своем пути.

Едва начался обстрел Каракоша, 5-летний Давид Шмейс мгновенно погиб от разрыва мины. По словам матери, Духи Сабах Абдуллы, взрыв разорвал ребенка на куски, и родным с трудом удалось отыскать лишь малые частицы головы и ног для погребения. Его 9-летний двоюродный брат Милад погиб от того же взрыва. Обстрел в тот день не прекращался, по словам очевидца Нимрода Каши (Nimrod Qasha). После поспешных погребальных церемоний и прощальных обрядов, христиане бросились бежать из города. Их подгонял грохот артобстрела, который не прекращался ни на минуту даже во время погребальных церемоний. Многие из уцелевших надеялись, что все это не всерьез и не надолго. Ждали повторения событий 26 июня, когда город ненадолго эвакуировали на время столкновений, а уже через несколько дней жители вернулись в свои дома.

Некоторым христианам в Каракоше поступали звонки от родственников и друзей из Мосула, предупреждавших их о грядущем штурме города. Беженцы из Мосула рассказывали о зверствах, творимых ИГИЛ над езидами в Синджаре и прилегающей области, куда они вторглись 3 августа. Со временем США и другие страны объявили геноцидом зверскую расправу джихадистов с езидами.

«Утром 7 августа у нас уже не осталось сомнений в том, что Каракош, Карамлис и Бартелла захвачены боевиками ИГИЛ*, – свидетельствует Каша. – Их продвижение по городу сопровождалось оглушительной пальбой и щелканьем пуль. В первые часы рассвета, хлынули вести о появлении боевиков ИГИЛ на окраинах города и поспешном отходе воинских подразделений, защищавших город. По главной улице, ведущей в Эрбиль, хлынул поток беженцев. Большинство из них шло пешком, поскольку на 60 тысяч жителей города не хватало транспортных средств. В Каракоше остались лишь немногие немощные и престарелые, не способные бежать.

«Я не могла сдержать рыдания по дороге в Эрбиль, – говорит Абдулла, вынужденно оставившая могилу своего малыша сразу после погребения. – Я не могла отделаться от черных мыслей, я все боялась, что могилу разроют и осквернят». Каша подтверждает, что дороги на Эрбиль и Дахук, крупные городские центры с христианскими населением в полуавтономном регионе Курдистан, были переполнены толпами беженцев. Десятки тысяч христиан, бежавших из христианских деревень и городов, скапливались в многочасовых очередях на контрольно-пропускных пунктах Курдистанского региона в надежде найти безопасное пристанище в Эрбиле.

Абдулла далее повествует о горькой доле в изгнании. Ее семье пришлось жить в суровых условиях нехватки самого необходимого. В Эрбиле их разместили в школе, переполненной беженцами, а в городе негде было протолкнуться от масс переселенцев в долину Ниневии. Им пришлось жить в классной комнате с шестью другими семьями в страшной тесноте, которая еще более усугубляла психологические тяготы. В конечном счете, семья после долгих скитаний из лагеря в лагерь нашла убежище во Франции. Там они ожидают возвращения на родину после освобождения Каракоша, Абдулла тоскует по могиле сына и рвется ухаживать за ней.

Моментом искупления для Каракоша католики считают 7 марта 2021 года, когда состоялся первый апостольский визит папы римского в Ирак. Папа Франциск в этот день вознес молитву «Ангел Господень» вместе с местными христианами в церкви Непорочного Зачатия в Каракоше. «Наше сегодняшнее молитвенное собрание здесь показывает, что за терроризмом и смертью никогда не остается последнее слово, – заверил папа Франциск. – Последнее слово всегда принадлежит Богу и Сыну Его, победителю греха и смерти. Даже среди руин и пустошей, оставляемых террором и войной, глаза веры позволяют нам прозревать торжество жизни над смертью».

Через семь лет после смерти сына, Абдулле представилась возможность свидетельствовать свою веру и надежду перед папой римским во время его исторического визита в городской храм. Она поведала понтифику историю убийства своего ребенка, его двоюродного брата и молодой соседки, готовившейся к свадьбе. «Теперь, в свете веры и надежды, мы, христиане, пришли к пониманию смысла мучений и смертей за долгие годы после зверств безбожников и падения города, – сказала скорбная мать. – Мы твердо знаем, что стали избранниками мученичества. Мученическая смерть наших трех ангелов стала нам ясным знаком в искупление. Если бы не их страшная смерть, многие остались бы в Каракоше и попали в полную власть палачей ИГИЛ*. Их жизни стали спасительной жертвой, они спасли наш город. Нам дает великие силы наша вера в воскресение, наша надежда и вера в то, что наши дети нашли любовь на небесах, в обители Господа Иисуса».

Папа Римский Франциск признался, что слова Дохи Сабаха Абдаллы о мученическом искуплении глубоко тронули его. «Путь к полному исцелению может быть еще очень долгим, однако я прошу вас, пожалуйста, не впадайте в уныние. Нам сейчас как никогда нужна способность к прощению и великое мужество, чтобы не сдаваться перед бедами, – сказал Папа Франциск. – Вы не одиноки! Вся Церковь вместе с вами, она поддерживает вас молитвами и конкретной благотворительной помощью».

*запрещенная в РФ террористическая организация