В Турции арестованы азербайджанцы – боевики запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ). Жандармерия перехватила в селении Иманли на границе с Сирией пятерых террористов-смертников, трое из которых граждане Азербайджана. Турок шокировало, что среди арестованных оказались две женщины – 37-летняя Гульнур Ширмамедова и 42-летняя Назенин Зейналова.
Азербайджан как источник кадров для ИГ был упомянут в конце лета с.г. генеральным секретарем Европейского департамента безопасности и информации (DESI), комиссаром Международной комиссии по правам человека (IHRC) на Ближнем Востоке Хайсамом Абу Саидом. Абу Саид подчеркнул, что воюющие на стороне ИГ террористы из Азербайджана, действуя в составе интернациональных группировок, представляют угрозу, в частности, для Франции, Германии, Великобритании и Бельгии.
Транзит джихадистов из Сирии в Европу с начала гражданской войны в Сирии проходит через Турцию. Через «карманы» на границе с помощью подкупленных местных жителей боевики попадают, в частности, в Стамбул. В богатом злачном местами Стамбуле джихадисты «культурно» отдыхают, а потом или залегают на дно в Турции, или же с «инструкциями» от своих главарей направляются в другие страны. Упомянутая в докладе IHRC Бельгия признается западными экспертами как место залегания и действий террористов по всему европейскому континенту. В Вервье, неподалеку от Льежа, находится основанный антироссийски настроенной вайнахской эмиграцией «Кавказский культурно-образовательный центр». В Брюсселе – исламский культурный центр «Ас-Салихун», который опять же основали вайнахи. Террористам-азербайджанцам удобно акклиматизироваться у бельгийских вайнахов в силу знания теми и другими русского языка, а также общности «исторических символов». Почитаемый вайнахскими салафитами Шамиль Басаев – герой и для джихадистов из Азербайджана. Учитывая, что не все салафиты поддерживают ИГ, присягнувшие ИГ террористы, дабы не портить отношений с «хозяевами», свою принадлежность не афишируют. А Турция со второй половины с.г. охлаждает свои некогда теплые чувства к азербайджанцам. Летом с.г. МВД Турции опубликовало документ, где говорится, что по подозрению в террористической деятельности из страны были депортированы 252 гражданина Азербайджана, а еще 1677 запрещен въезд в Турцию. Беспокоятся насчет экспансии ИГ и в Азербайджане. С середины июля в Баку судят Айдына Гюльмамедова и Амраха Иманова, присягнувших, по версии следствия, в октябре прошлого года на верность Аль Багдади в чайхане Сумгаита – родного города обвиняемых. Сподвигшего обвиняемых на «байят» (присягу) Багдади их земляка Фуада Рустамова сотрудники Службы госбезопасности Азербайджана ликвидировали в конце осени 2016 года.
Сумгаит, известный армянскими погромами в феврале 1988 года, в Азербайджане удерживает за собой звание «столицы» джихадистов и главного опорного пункта ИГ в Стране огней (второе название Азербайджана). «Город строили заключенные, в советские годы туда отправляли «на химию», что не замедлило сказаться на социокультурном климате Сумгаита, – сказал «НГР» политолог Фахреддин Аббасзода. – После распада СССР духовную власть в Сумгаите прибрали к рукам салафиты. От Сумгаита до Баку 30 км, поэтому салафиты без труда прибрали к рукам окрестности столицы и северо-западные районы Азербайджана. В восьмимиллионном Азербайджане салафитов – миллион человек, целая армия. В эту армию входят местные лезгины, аварцы, цахуры. Будучи суннитами, они переходят в салафизм. В Баку целые кварталы бывших суннитов, ставших либо ваххабитами, либо адептами «Нурджулар» (запрещена в РФ). Салафиты – половина населения Сумгаита – города работников нефтехима, где традиционно много дагестанцев, группы риска в плане идей салафизма и ИГ. Некогда наводивший ужас на Кавказ «амир Дагестана» Ильгар Моллачиев, боевик Басаева и Хаттаба – цахур, ставший ваххабитом в Сумгаите». При жизни Моллачиев кочевал между Россией и Азербайджаном, часто пересекая границу с помощью взяток. Его ликвидировали на юге Дагестана в 2008 году российские силовики. «Накануне своей смерти Моллачиев проник в Дагестан, когда Министерство нацбезопасности (МНБ) Азербайджана проводило против него спецоперацию, перекрыв все ходы и выходы – продолжает Аббасзода. – Этот факт заставил усомниться в профессионализме главы МНБ Эльдара Махмудова, под носом у которого ушел разыскиваемый по всему Азербайджану террорист. Когда Махмудова убрали с должности в октябре 2015 года накануне шиитских выступлений в Гяндже и в пригороде Баку Нардаран, МНБ расформировали, подчиненные экс-министра пошли под суд, замглавы антитеррористического управления повесился в тюрьме во время следствия. Выяснилось, что МНБ при Махмудове имитировало работу и более того, село на иглу взяток от джихадистов. За взятку джихадист мог, имея на руках легальные документы, поехать через Турцию на джихад в Сирию. Что еще важно: свою должность Махмудов использовал для хищения средств из Международного банка Азербайджана (МБА), где президентом был его свояк Джахангир Гаджиев. По меньшей мере Гаджиев и Махмудов, используя свое положение, похитили из МБА несколько миллиардов долларов».
«НГР» напоминает, МБА – сердце кредитной системы Страны огней, через которое, в частности, идет кредитование местного нефтяного госмонополиста SOCAR и Фонда Гейдара Алиева. В беседах с корреспондентом «НГР» азербайджанские журналисты и эксперты говорили: банкир Гаджиев и министр Махмудов были обязаны своими должностями тому, что входили в клан Пашаевых – второй по значимости в стране политический клан, названный по фамилии отца первой леди Азербайджана. «Пашаевы в отличие от курдов Алиевых иранские тюрки, – сказал «НГР» политолог Фикрет Шабанов. – Между кланом президента Ильхама Алиева и кланом его супруги идет давняя борьба за власть в стране. Алиев, убирая Махмудова и расформировывая МНБ, которым Махмудов руководил с 2004 года, счел, что тем самым он уничтожает инструмент противоборствующего ему клана и делает шаг для вывода страны из политического кризиса. В итоге Алиев своими же руками ослабил систему госбезопасности в стране, чем пользуются ваххабиты. Они и раньше из-за непрофессионализма основной части силовиков, получивших погоны по причине кумовства и взяток, чувствовали себя в внутри страны вполне комфортно. Сейчас Алиеву не до салафитов. В стране бушует кризис, растет социальное недовольство, а клану Пашаевых явно мало того, что Ильхам Алиев ради них изменил Конституцию и сделал свою жену вице-президентом страны. Международный банк Азербайджана, экономическое сердце страны, на грани банкротства».
В конце мая с.г. ряд международных рейтинговых агентств вынес правлению МБА недоверие в плане способности вывести банк из кризиса. А в конце лета с.г. упомянутая в начале статьи Международная комиссия по правам человека на Ближнем Востоке заявила, что спецслужбы ряда стран, куда входит Азербайджан, растеряли кредит доверия у своих западных коллег в плане борьбы с ИГ. В заявлении комиссии говорилось, что «несостоятельные должники» тесно связаны экономически с арабскими странами, из-за чего происходит рассекречивание важных сведений, что делает антитеррористическую деятельность в Азербайджане «заведомо неэффективной».