Йенни Нурдберг: бесплатные мечети из Саудовской Аравии обходятся дорого

  • 24/11/2018
  • Йенни Нурдберг

  • "Svenska Dagbladet", Швеция

inosmi.ru

Во что на самом деле обойдется тот миллион, который Саудовская Аравия предлагает на строительство мечетей и школ? В ряде европейских стран вот уже несколько лет идет неудобная политическая борьба между свободой вероисповедания и попытками ограничить влияние самых экстремистских течений ислама.

Если бы Саудовская Аравия не нашла у себя нефть и не стала богаче, чем большинство остальных стран мира, тогда крайний вариант ислама, возникший там в 18 веке, возможно, не распространился бы так далеко за ее пределы.

Но с 1960-х годов Саудовская Аравия с большим успехом продвигает ваххабизм по всему миру. Это идеология, которую приняли, в том числе, ИГИЛ, Боко Харам и Аль-Каида (террористические организации, запрещенные в России — прим. ред.).

В Швеции больше четверти всех мечетей финансируются Саудовской Аравией: например, большая мечеть Гётеборга, из числа прихожан которой была часть террористов, решивших поехать в Ирак и Сирию и воевать за ИГИЛ* (террористическая организация запрещена в РФ — прим. ред.). «Свенска Дагбладет» в серии статей рассказывала о том, какие серьезные усилия предпринимает Саудовская Аравия, чтобы воздействовать на мусульманские школы и другие учебные заведения в Швеции, специально для этого создав целых 18 официально зарегистрированных организаций.

Так насколько же это нормально?

Еще в 2013 году ЕС опубликовал доклад, где констатируется, что ваххабизм — это важнейший фактор, способствующий мировому терроризму. Вся Европа вот уже несколько лет пытается сохранять по этому вопросу какой-то политический баланс, и разные страны по-разному относятся к богатым бизнесменам и фондам, которые по заданию королевского дома Саудовской Аравии помогают мусульманским организациям с помещениями, книгами, образованием и повседневными расходами.

Они влияют на детей и молодежь, говоря, что выполнять «джихад» против христиан и евреев — это законно, а мужчин и женщин нужно разделять согласно строгим правилам. Многие мечети прямо обращаются к только что прибывшим беженцам, чтобы включить их в сообщество.

В Великобритании насчитывается более сотни мечетей с ваххабитским уклоном, в той или иной форме финансируемых Саудовской Аравией и Катаром. Прошлогодний отчет свидетельствует, что и сами мечети в свою очередь приглашали радикальных спикеров, а также использовали саудовские школьные учебники и экстремистскую литературу, предлагаемую саудовскими организациями. Британских имамов к тому же приглашали на обучение в Саудовскую Аравию. Некоторые британские граждане, которые решили уехать в Сирию и Ирак, чтобы присоединиться к ИГИЛ, были прихожанами этих мечетей, и там же были завербованы.

Так же там есть пара десятков начальных школ, которые финансирует Саудовская Аравия и где при обучении используются саудовские книги. Именно эти учебники ИГИЛ решило использовать в школах своего недолго просуществовавшего халифата до тех пор, пока не создаст свои собственные. В 2016 году тогдашний премьер-министр Дэвид Кэмерон (David Cameron) дал задание британской разведке разузнать, какое именно влияние имеет Саудовская Аравия на мусульманские организации и школы.

Содержание доклада, ставшего результатом этого расследования, посчитали «очень щекотливым», и поэтому «из соображений безопасности» он так и не был опубликован.

Подобную амбивалентность можно увидеть и в Германии. Когда поток беженцев в страну в 2015 году был интенсивнее всего, Саудовская Аравия предложила оплатить строительство 200 новых мечетей. Но в то же время произошла утечка информации из доклада немецкой разведки, где говорилось, что экстремистские салафитские группы, существующие в стране, уже много лет принимают поддержку именно от Саудовской Аравии, Кувейта и Катара. В первую очередь деньги отправляли мечетям и школам, после чего их распределяли дальше. Однажды немецкая полиция изъяла экстремистские учебники, но до запрета на финансирование мечетей из-за границы, как предлагал бывший вице-канцлер, дело так и не дошло.

Два года назад после волны террористических атак, прошедшей по Европе, французское правительство тоже угрожало временно запретить иностранное финансирование религиозных организаций, но этот запрет так и не вступил в силу. Однако многие страны выразили свое недовольство гораздо жестче.
Конечно, есть некоторое противоречие в том, что Саудовская Аравия, где ни о какой свободе вероисповедания и речи вообще не идет, прибегает к тому аргументу, что, распространяя свою версию ислама, она борется за свободу вероисповедания в других странах. Такой ответ Саудовская Аравия получила в 2010 году от норвежского правительства после того, как предложила оплатить строительство большой мечети в Осло.

А Бельгия много лет назад полностью передала управление и содержание своей крупнейшей мечети в руки Саудовской Аравии в обмен на скидку на импортируемую оттуда нефть. Но после терактов в Брюсселе бельгийское государство вновь само стало заниматься мечетью, так как оказалось, что именно там был главный штаб экстремистов.

Австрия пошла еще дальше — три года назад она полностью запретила иностранное финансирование мечетей, мотивируя это тем, что предпочитает видеть ислам, который свободно развивается в стране в согласии с европейскими ценностями и без влияния политических течений.

Существуют и другие действующие лица, которые делают ситуацию еще более сложной.

Турция, которая стремится конкурировать с Саудовской Аравией, распространяя собственную наилучшую по ее мнению версию суннитского ислама, связанного с «Братьями-мусульманами» (террористическая организация, запрещенная в России прим.ред.), несколько лет назад запустила подобную же кампанию и сейчас занимается строительством мечетей более чем в 25 странах мира. Архитекторы иногда говорят, что их можно узнать по особому «околоосманскому» стилю, для которого характерны пышные, огромные здания, резко контрастирующие с классическими европейскими городскими постройками.

Мечеть в Кёльне открывал сам прибывший с визитом президент Эрдоган, и весь проект в Германии поставили под сомнение, предположив, что это инструмент религиозной борьбы с Саудовской Аравией и средство шпионажа за гражданами, бежавшими из Турции. Так же, как имамы из саудовских мечетей, имамы из турецкий мечетей ездят на обучение в Турцию, а посетителей призывают помолиться за успехи Турции, например, в войне в Сирии. Сообщалось о семи шведских мечетях, которые связаны с Турцией идеологически и финансово.

Политики всех европейских стран избегают обсуждения этой темы — отчасти потому, что на карте стоят значительные деньги и влияние, а отчасти потому, что отношения с Саудовской Аравией и так трудные.

Но когда в прошлом году было решено оставить британский отчет в секрете, бывший британский посол в Саудовской Аравии решил отреагировать и таки нарушил молчание:

«Они не оплачивают терроризм. Они финансируют нечто другое, что в долгосрочной перспективе может привести к радикализации отдельных личностей, которых будет легко убедить предпринять террористические действия», — сказал он тогда.