ЛОНДОН. Министерство внутренних дел Великобритании отказывается регулировать и нормировать деятельность шариатских судов и советов, заявляя, что такое регулирование будет означать признание этих структур, которые ныне действуют вне законодательного поля страны, сообщает christiantoday.
Такая реакция государственного агентства последовала на одну из рекомендаций официального доклада, подготовленного группой аналитиков под руководством профессора Моны Сиддикуи (Mona Siddiqui) – а именно рекомендации узаконить шариатские суды путем нормирования и регулирования их деятельности со стороны органов внутренних дел. Авторы отчета также «предупреждают», что отказ государства от такового нормирования и регулирования может вынудить шариатские суды уйти в «подполье».
Аналитические работы по подготовке доклада заняли целых полтора года. Они были запущены по госзаказу, подписанному Терезой Мэй, когда она еще занимала должность госсекретаря МВД. В числе других рекомендаций доклада, мусульманам рекомендуется регистрировать свои браки по законам страны – в дополнение к традиционной брачной церемонии по исламскому обряду. До тех пор, пока эта рекомендация остается лишь рекомендацией, и не стала законной обязанностью, мусульманские пары не только вступают в брак, но и разводятся в шариатских судах – и при этом, как утверждают группы мусульманских активисток, жен нередко принуждают к решениям, игнорируя их мнение и сопротивление.
В докладе говорится, что регистрация мусульманских браков в британских судах даст женщинам возможность разводиться в обход шариатских судов, которые практически всегда возглавляются мужчинами и потому нередко предвзяты. А это будет означать, что «женщины смогут в полной мере использовать те права и меры защиты их интересов, которые предлагает им семейное законодательство страны, и в том числе право на гражданский развод, которое сильно ограничено законами шариата», говорится в докладе. В нем также подчеркивается, что для такого шага потребуется «определенный культурный сдвиг в самих мусульманских общинах, поскольку общинам придется признать права женщин, даруемые им гражданским законодательством, и в особенности брачные, семейные права и право на развод».
Авторы доклада также рекомендуют проводить целевые просветительские кампании для ознакомления женщин с их правами и обязанностями по гражданскому законодательству страны.
«Все имеющиеся данные говорят о том, что шариатские советы отвечают нуждам людей в некоторых мусульманских общинах, – говорится в докладе. – Существует спрос на разводы по нормам шариата, и этот спрос удовлетворяется шариатскими советами и судами. Этот спрос никуда не исчезнет, если шариатские советы будут запрещены и закрыты, в результате чего они вполне могут «уйти в подполье». В таком случае людям будет труднее добиться справедливости, появится возможность дискриминационных практик, удорожания затрат и усложнения любых расследований по фактам злоупотреблений по таким делам». В докладе также подчеркивается, что любые жесткие меры, вплоть до закрытия шариатских судов, могут вынудить многих мусульман к поездкам за границу ради получения развода, то есть подвергнет их ненужным рискам и затратам, а потому закрытие или ущемление деятельности шариатских советов и судов авторы доклада считают неправильным решением. «В числе других рекомендаций данного доклада, мы предлагаем государственную регистрацию браков, совершенных по исламскому закону, наряду с эффективными информационными кампаниями, – говорится в докладе. – Мы надеемся, что эти меры приведут со временем к постепенному снижению спроса на исламские разводы через шариатские суды».
Хотя МВД и отвергло вариант нормирования и регулирования шариатских судов, все же другие рекомендации доклада были приняты к рассмотрению. «Мы благодарны аналитической группе за глубокий и всесторонний анализ сложившегося положения, – отметил пресс-секретарь МВД. – Министерство не готово последовать рекомендации авторов отчета о нормировании и регулировании деятельности шариатских судов и советов. Законы шариата не признаны в законодательном поле Великобритании, а потому мы не готовы вводить или утверждать нормы и положения законодательства – которые фактически сделают таковые суды и советы альтернативой законам Великобритании. В нашей стране существуют старинные традиции уважения прав вероисповедания и традиции веротерпимости, позволяющие людям всех вер свободно следовать своим религиозным обрядам и нормам, и пользоваться добрыми плодами своих вероучений. Правительство страны не намерено изменять этим традициям. Мы готовы тщательно рассмотреть выводы доклада и учесть остальные рекомендации его авторов».