В день референдума о независимости Каталонии, 1 октября c.г., пострадали 893 человека. Одним из влиятельных общественных институтов, способных вернуть ситуацию в мирное русло, могла бы стать Римско-католическая церковь (РКЦ). Однако заявления священнослужителей говорят о том, что во взглядах на будущее региона расходятся не только Барселона и Мадрид. Публичная поддержка референдума и права Каталонии на самоопределение, которую представители духовенства в последние недели выражали в обход церковных структур, не совпадает с курсом Святого престола.
Опубликованный ресурсом Catalunyareligio.cat манифест в поддержку проведения референдума в Каталонии был подписан 410 священниками и 38 дьяконами РКЦ. Более того, те же священнослужители обратились с открытым письмом к папе Франциску; в нем они предложили понтифику публично или по дипломатическим каналам «по-братски» попросить правительство Испании пересмотреть свою позицию в отношении плебисцита, прекратить репрессии, которым, по их мнению, были несправедливо подвергнуты сторонники каталонской независимости, и позволить парламенту и правительству автономии провести референдум.
«Учитывая сложность спокойного и конструктивного диалога между всеми сторонами, моральную обязанность возвысить голос в этот решающий для будущего Каталонии и Испании час» взяли на себя представители клира всех епархий Каталонии, а также различных монашеских орденов и священнических братств: иезуиты, кларентинцы, пиары, цистерианцы, капуцины, доминиканцы, кармелиты и др. Кроме того, священник аббатства Монсеррат и сторонник сецессии Серджи д’Ассис в проповеди 29 сентября осудил испанские власти, препятствующие проведению референдума. Аббаты монастырей Монсеррат и Поблет Жозеп Мария Солер и Октави Вила опубликовали совместное коммюнике, заявив в нем, что право на участие в политической и общественной жизни в демократическом государстве должно быть гарантировано всем, правительство обязано прислушиваться к голосу меньшинства, а монастыри, чья история неразрывно связана с историей и духом Каталонии, не собираются участвовать в действиях, попирающих принципы мира, свободы и уважения к правам человека и народа. А в муниципалитете Вальбона-де-лес-Монжес помещение для проведения референдума было предоставлено монастырем Санта-Мария де Вальбона. «Мы не боимся, потому что не делаем ничего плохого. Наша совесть чиста. Если меня посадят в тюрьму, это станет для меня новым опытом, – сказала в интервью каталонской радиостанции RAC1 настоятельница монастыря Анна Мария Кампруби. – Судьба монастыря должна быть связана с судьбой земли, на которой он стоит, и народа. На улице гвардейцы могут делать все что захотят, но в монастырь они не войдут». Представители архиепархии Таррагоны отказались прокомментировать «НГР» действия священников.
Правительство Испании в отличие от понтифика отреагировало на обращение: 25 сентября газета Vanguardia сообщила, что испанский посол в Риме Херардо Бугайо передал ноту протеста государственному секретарю Ватикана Пьетро Паролину. По мнению Мадрида, действия священников противоречат не только духу соглашений между Испанией и Святым престолом, заключенных в 1979 году (тогда подписанный во времена правления Франсиско Франко конкордат, делавший католицизм единственной имеющей правовой статус религией, был заменен на четыре соглашения о форме и сферах взаимодействия государства и Церкви), но и католическому кодексу канонического права. Напомним, что в июне Паролин после встречи с первым заместителем председателя правительства Испании Сорайей Саенс де Сантамария заявил, что «решение о будущем Каталонии должны принимать все испанцы».
Папа Франциск обозначил свою позицию в каталонском вопросе еще в 2014 году в интервью Vanguardia. «Разумеется, есть страны, культурные различия в которых столь вопиющи, что сохранить их целостность не получится, даже склеив части воедино. Пример бывшей Югославии весьма красноречив, но я не могу не спрашивать себя, подходит ли он для Шотландии, Падании, Каталонии. В некоторых случаях отделение оправдано, в некоторых – нет, но сепаратизм, альтернативой которому не является навязанное единство, нужно рассматривать с большой долей скепсиса», – сказал тогда понтифик. В последние месяцы позиция Святого престола по поводу референдума официально не озвучивалась, однако 29 сентября Конференция католических епископов Испании опубликовала декларацию, в которой предложила посредничество Церкви в разрешении кризиса. Она заявила о том, что всем сторонам конфликта необходимо осмотрительно подходить к принятию необратимых решений, а также не допускать выхода своих действий за рамки демократического процесса – что, по мнению духовенства, вызывает «общественный и церковный раскол». О необходимости диалога неоднократно говорил архиепископ Барселоны Хуан Хосе Омелья, а вечером 1 октября архиепископ Таррагоны и председатель Конференции католических епископов Каталонии Жауме Пужоль призвал в Twitter прекратить насилие и найти демократический выход из положения.
«Важно то, на каком уровне было сделано заявление представителей Церкви – оно не может быть открыто политическим. Должны быть учтены интересы региона, прямые политические апелляции в нем вряд ли возможны», – считает доцент Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин. Церковь в Испании, по его мнению, до сих пор играет роль посредника в разрешении вопросов национального значения, поэтому предложение участия в процессе от испанской конференции епископов вполне логично – однако вопрос о том, какую позицию поддержит епископат Каталонии, остается открытым. «Голос Церкви – явно не про политику; но судьба страны, судьба региона, если он уже рассматривается отдельно, для священнослужителей очень важны – а у Ватикана могут быть совершенно другие соображения на этот счет. В тенденции децентрализации после Второго Ватиканского собора, когда были созданы епископские конференции, это очень существенная драматургия – необязательно противоречий с Ватиканом, но какой-то особой региональной позиции. Заявление Паролина – это заявление международного уровня, заявление священников – регионального; и между вселенской Церковью и региональными структурами обязательно проступают какие-то нестыковки», – сказал Юдин «НГР». Эксперт не исключает и дипломатического участия Ватикана в разрешении внутрицерковного политического спора в проблемном регионе: «Конечно, может быть отправлена миссия ватиканских дипломатов – такие специалисты есть. Нунций Челестино Мильоре, который сейчас в Москве, был специалистом по таким «челночным» миссиям».