РПЦ под перекрестным огнем в Закавказье

  • 11/03/2024
  • Милена Фаустова

ng.ru

Армянская церковь резко оппонирует Пашиняну

В Армении усиливается противостояние церкви и государства. 20–24 февраля в Эчмиадзине под председательством патриарха-католикоса всех армян Гарегина II прошло расширенное заседание Высшего духовного совета Армянской апостольской церкви (ААЦ). По итогам был принят документ, который, в частности, раскритиковал предложение обновить Основной закон государства, назвав эту инициативу «крайне сомнительной, особенно с учетом того, что в широких общественных кругах это воспринимается также как следствие внешнего принуждения». «Подчеркнув, что в основе Конституции Республики Армения лежат символы национально-духовной жизни, историческая память о прошлом нашего народа, наши национальные желания и стремления, члены ассамблеи сочли недопустимым принижать или игнорировать эти ценности в общественных обсуждениях, особенно в контексте принятия новой Конституции», – гласит текст.

Заявление ААЦ – выпад против премьер-министра Армении Никола Пашиняна. В середине января он объявил, что страна нуждается в новой Конституции, которая «сделает Армению более конкурентоспособной и жизнеспособной в новых геополитических условиях». Тогда же оппозиция, на стороне которой оказалась церковь, выразила опасение, что из Основного закона будет удалена ссылка на Декларацию независимости 1990 года, где есть упоминание о «воссоединении Армении и Нагорного Карабаха», праве карабахских армян на самоопределение, а также о поддержке международного признания геноцида армян в Османской империи. В ответ на это Пашинян указал, что сохранение действующей Декларации может привести к новой войне с Азербайджаном.

В ААЦ также продолжают требовать отставки Пашиняна, назвав этот призыв «бессрочным». В первый раз он прозвучал несколько лет назад.

Взаимоотношения Гарегина II и Пашиняна не заладились сразу же после прихода политика на пост премьер-министра в 2018 году. Однако открытое противостояние началось в 2020 году после 44-дневной войны Армении с Азербайджаном, итогом которой стало подписание трехстороннего (с участием России) соглашения о прекращении боевых действий в Карабахе. Азербайджан вернул контроль над Кельбаджарским, Агдамским и Лачинским районами. По всей Армении начались акции протеста с требованием ухода Пашиняна. Впервые в истории независимой республики к этим призывам присоединился Эчмиадзин, духовно-административная резиденция руководства ААЦ. «В связи с усугубляющейся внутриполитической напряженностью и низким уровнем доверия к личности премьер-министра мы призвали его сложить с себя полномочия, чтобы предотвратить потрясения в общественной жизни, возможные столкновения и трагические последствия», – говорилось тогда в послании католикоса.

В мае 2023 года власти страны исключили из учебной программы государственных школ историю Армянской церкви в качестве отдельного предмета. Летом того же года Пашинян раскритиковал герб Армении, чем также вызвал недовольство ААЦ. В частности, премьер призвал отказаться от изображения горы Арарат, на которой, согласно библейской легенде, остановился Ноев ковчег после потопа. Арарат начиная с 1920-х годов находится на территории Турции. После того как в сентябре Пашинян заявил, что «нынешние власти Армении признают Нагорный Карабах частью Азербайджана», Гарегин II в очередной раз призвал премьер-министра добровольно оставить свой пост. ААЦ так и не упразднила Арцахскую епархию. Арцах – это армянское название гористой части Карабаха. Само такое наименование действует на Баку как раздражающий фактор. На официальном сайте ААЦ постоянно печатаются материалы, общий смысл которых сводится к утверждению: «Родина – богоданная Армения с ее неразделенной частью – светлым Арцахом».

Армяно-азербайджанские противоречия, особенно последние изменения в регионе, ставят в довольно неудобное положение Московский патриархат. С одной стороны, РПЦ должна по идее сопереживать армянским христианам.

Особенно отчетливые проявления солидарности отмечаются не столько среди церковного начальства, сколько среди рядовых верующих и активистов. С другой стороны, для церковной иерархии чрезвычайно важны отношения с руководством такой влиятельной страны в Закавказье, как Азербайджан.

В Баку есть своя епархия РПЦ. Образована она в 1998 году, и до 2021 года ее возглавлял архиепископ Александр (Ищеин). Именно с ним было связано недопонимание между ААЦ и Московским патриархатом, когда в ноябре 2020 года Ищеин поздравил президента Ильхама Алиева с «победой азербайджанской армии в освобождении оккупированных земель и освобождении от оккупации сердца Карабаха – древней Шуши».

При этом РПЦ более трех десятилетий позиционировала себя посредником в переговорах по карабахской проблеме между духовными лидерами Армении и Азербайджана, проводила трехсторонние встречи патриарха Кирилла, Гарегина II и председателя Духовного управления мусульман Закавказья Аллахшукюра Пашазаде в Москве, Ереване, Баку. После того как Московский патриархат в лице Ищеина поддержал азербайджанскую сторону в борьбе за Карабах, отношения с Армянской церковью несколько охладели.

В октябре 2021 года была создана Еревано-Армянская епархия РПЦ. Это тоже вызвало вопросы. В Армении не так много верующих РПЦ. Армянская апостольская церковь принадлежит к семейству восточных дохалкидонских церквей, которые не признали IV Вселенский собор, проходивший в 451 году в г. Халкидон (современный район Кадыкёй на азиатском берегу Стамбула).

Более того, в уставе Грузинской православной церкви прописано, что в ее юрисдикцию входят не только «все православные христиане, проживающие в Грузии», и «те православные грузины, проживающие за пределами Грузии, которые не подлежат юрисдикции другой поместной православной церкви», но и вообще «православные христиане, проживающие в Республике Армения». Договоренность об этом была достигнута еще в 1943 году. То есть «заходя» на армянскую территорию, РПЦ затрагивает интересы Грузинской церкви, с которой, в отличие от «дохалкидонцев», у РПЦ совпадает вероучение, то есть нарушается принцип поместного разделения юрисдикций.

С другой стороны, об учреждении епархии РПЦ в Армении патриарха Кирилла попросил Гарегин II. Во время встречи с Московским патриархом 12 октября 2021 года католикос заявил: «Сегодня для нашего народа и нашей страны настали трудные времена. Мы верим, что с помощью Божьей и благодаря нашей вере, а также поддержке дружественных стран, в первую очередь Российской Федерации, это испытание мы тоже сможем преодолеть. Эта встреча – возможность также обговорить вопросы, связанные с представлением Русской православной церкви в Армении. Что, к сожалению, затягивается, но мы надеемся, что в скором времени это решится и Русская православная церковь на высшем уровне будет представлена в Армении, что будет способствовать еще большему сплочению наших отношений и связей». В России еще с конца 1990-х годов действуют две епархии Армянской апостольской церкви: в Москве и Краснодаре. Тем не менее эксперты полагают, что создание армянской епархии РПЦ было продиктовано не столько духовными, сколько политическими мотивами, связанными в том числе с фигурой Пашиняна.

Управлять созданной структурой сначала поставили митрополита Леонида (Горбачева), который тогда также возглавлял Африканский экзархат и был активно включен в международную политическую повестку. Однако Горбачев появился в Ереване всего лишь один раз – в марте 2023 года. В декабре 2023 года был назначен другой управляющий – архиепископ Аксий (Лобов). Новый правящий архиерей активно занялся Арменией и уже с 9 по 15 февраля с.г. побывал в Ереване, провел там заседание епархиального совета, посетил российскую военную базу в Гюмри, а также встретился с Гарегином II.

В то же время у Московского патриархата возникла проблема в Баку. Синод РПЦ от декабря 2023 года назначил нового главу не только Ереванской, но и Бакинской епархии. После смерти Ищеина кафедра долгое время не имела своего архиерея и управлялась архиепископом Пятигорским Феофилактом (Курьяновым). Теперь ее занял 43-летний Филарет (Тихонов). Сразу после синодального решения он был рукоположен в архимандрита, а вот с епископской хиротонией произошли трудности. Задержка с возведением Тихонова в архиерейский сан может быть связана с тем, что его назначение вызвало неприятие духовенства и верующих Азербайджана. По их утверждению, Тихонов – «далекий от процессов на Южном Кавказе и абсолютно чужой для региона человек». Православная общественность выступила за назначение на кафедру архимандрита Алексия (Никонорова) – секретаря Бакинского епархиального управления, гражданина Азербайджана и хорошо известного местной публике своими сочинениями об истории церкви Кавказской Албании. Священнослужитель утверждает, что азербайджанские христиане-удины – наследники древнего Албанского католикосата и все древние храмы Карабаха некогда принадлежали не Армянской, а Албанской церкви (подробнее в «НГР» от 02.12.20). Начиная с 2003 года в стране действует албано-удинская христианская община.

В интервью Баку-TV 12 февраля с.г. Никоноров заявил: «Тихонов еще не епископ Баку… Он таким может стать после рукоположения. Этого момента пока не произошло, и я думаю, что наши какие-то опасения и сомнения отчасти преждевременны, потому что патриарх Кирилл обладает глубокой мудростью в принятии тех или иных решений». «И если на какое-то решение оказали влияние какие-то силы, которые стремятся внести разлад в церковную жизнь, то такие решения обычно отменяются», – загадочно сказал архимандрит. И добавил: «Есть политические силы, которые не заинтересованы, чтобы в Баку работал я».

Ситуация в христианских общинах Закавказья отражает все те сложности и противоречия, которые испытывает в эти дни регион. Об этих хитросплетениях политических интересов и амбиций публика в режиме нон-стоп получает массу сведений из ленты политических новостей.