Эта статья — не пропаганда, а попытка разобраться в устройстве и потенциале мусульманского квазигосударства. Информации об ИГ (запрещено в РФ) в открытых источниках крайне мало, поэтому многие выводы опираются на личный опыт автора и его коллег, постоянно сталкивающихся с Халифатом на Ближнем Востоке. Ввиду постоянных боевых действий, не все цифры точны и не все лица, фигурирующие в тексте, остаются в живых по сей день.
Верховный главнокомандующий Халифата — Ибрагим Авада Ибрагим Али аль-Багдади, более известный как Абу Бакр аль-Багдади. С 29 июня 2014 года этот человек носит титулы халифа и имама. Халиф у мусульман — аналог царя. Имам — тоже высокий титул, но не политический, а духовный. Халиф аль-Багдади к тому же зовется Амир аль-муминин — предводитель всех правоверных (мусульман). Тем самым имам сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Реже Халифа называют Эмиром аль-Дауля аль-Исламия фи аль-Ирак-аль-Шам, что переводится как «Правитель Исламского государства в Ираке и Сирии».
Халифат обладает централизованной иерархической структурой. Лидер непризнанного государства лично назначает руководителей, которые подотчетны «царю». В Исламском государстве есть три высших органа власти:
1. Меджлис аш-Шура или Консультативный совет. Высший орган законодательной власти состоит из людей — от девяти до одиннадцати, — которые назначаются прямым указом Халифа. Совет возглавляет Абу Аркан аль-Амери. Меджлис аш-Шура отвечает за передачу указаний аль-Багдади низшим организациям. Помимо этого, Совет принимает законы, следит за соблюдением шариата. Также имеет право сместить Халифа, если последний не будет в состоянии управлять государством. Согласно данным Soufan Group, все члены Совета — выходцы из Ирака и в прошлом занимали руководящие посты в БААС.
2. Аль-Меджлис аль-Аскари или Военный совет. Отвечает за планирование и проведение операций и контроль местных командиров, действующих на территории Халифата. Военный совет состоит из председателя и трех советников. По данным Аль-Арабия ТВ, все трое служили генералами армии Саддама Хусейна. Председатель Совета — Абу Сулейман ан-Насир.
3. Меджлис аль-Шариа или Совет Шариата — высший орган религиозной власти. Мощный институт, подчиненный непосредственно Халифу. В обязанности этого Совета входит выбор самого халифа и проверка на соответствие всех приказов с законами Шариата. Орган ответственен за дисциплину чиновничества, надзор за шариатскую полицию, контроль над проповедями как в районах, находящихся под контролем ИГ, так и за рубежом.
Отдел пропаганды — отдельное ведомство, также подчиняется напрямую аль-Багдади. Руководит «министерством правды» ИГИЛ Мухаммад аль-Аднани аль-Шами, пресс-секретарь Халифата, выступающий с заявлениями в роликах. В различных провинциях «страны» открыты также местные информационные бюро и медиацентры на разных языках, охватывающие практически весь мир.
У халифа Абу Бакра аль-Багдади есть два заместителя по основным эмиратам — Ираку и Сирии. За Ирак до 2016 года отвечал Фадиль Ахмад Абдалла аль-Хияли, также известный как Абу Муслим ат-Туркмани. Погиб от удара ВВС США. Кто сменил Туркмани на посту — в данный момент неизвестно. Сирию координирует Абдалла аль-Анбари, или Абу Али аль-Анбари. Примечательно, что служили эти два товарища в чине офицеров в разведке иракской армии при безбожном Саддаме Хусейне.
Каждый эмират Халифата разбит на 12 провинций-вилаят с губернаторами во главе. Иногда территории вилаятов совпадают с мухафазами, установленными старыми правительствами Багдада и Дамаска, а иногда нет. Например, в Ираке южная провинция вилаят аль-Джануб включает в себя северный регион провинции Бабиль и город Эль-Фаллуджа из другой провинции — Аль-Анбар. А в начале 2015 года Халифат объявил о создании новой провинции на Евфрате — вилаяте Аль-Фрат, включающем в себя сирийский город Абу-Камаль и иракский город Аль-Каим с окружающими деревнями. Новую провинцию создали, чтобы символически уничтожить границы Сайкса-Пико.
В Сирии исламисты переименовали провинции Дейр-эз-Зор и Хасака в вилаяты Аль-Хейр («милостивый» с арабского) и Аль-Барака («блаженный» с арабского) соответственно.
В каждом вилаяте, помимо Верховных советов, работают местные, копирующие халифские, правда, в значительно большем числе. На местах отвечают за управление финансами, правоохранительную деятельность, военные решения, социальные институты (раненые бойцы получают пенсии), разведку и т. д.
Вообще успехи объясняются тем, что ИГ уже давно не простая террористическая группировка, как бы мировые СМИ не разрывались, а полноценное государственное — пусть и непризнанное — образование. Многие элементы управления скопированы с Саудовской Аравии либо с христианских государств. А в образовании и управлении участвуют люди с большим организационным и военным опытом. Многие учились в высших военных университетах США и СССР. Плюс немаловажный факт — многие мусульмане из Европы с высшим образованием в области инженерии и медицины, видя в ИГ идеал, совершили хиджру (миграцию из стран неверных в Халифат) и ведут свой Джихад — работают по прямому профилю.
Как и правительством, армией руководит также халиф, а именно Абу Бак аль-Багдади. Полное имя — Ибрагим Авад Ибрагим бин Али аль-Бадри аль-Кураши аль-Самарри. Аль-Кураши это нисба — часть арабского имени, указывающая на принадлежность к роду. Происходит от названия племени Курайш, которое правило Меккой во время первого Халифата. Именно оттуда происходит и сам пророк Мухаммед. Аль-Самарри же означает место рождения аль-Багдади. Халиф происходит из влиятельного рода Альбу Бадри из Самарры. Многие родственники главы ИГ уже долго связаны с радикальным исламом.
Титулы халифа и имама Абу Бакр взял 29 июня 2014 года, тем самым претендуя на все территории, когда-либо бывшие под управлением мусульман. А 5 июля того же года в Великой мечети в Мосуле нового халифа представили как «халифа Ибрагима, повелителя правоверных в исламе».
Аль-Багдади родился 28 июля 1971 года. Учился в Университете Багдада на исламоведа, получил степени бакалавра, магистра и доктора философии. Во времена Саддама Хусейна, по воспоминаниям современников, Абу Бакр был тихим человеком и честным мусульманином. Часто посещал мечеть. По информации от иракской службы безопасности, какое-то время не только учился, но и преподавал в Университете Багдада. После стал имамом в мечети в Самарре, затем — в мечети Фаллуджи.
По роду службы в начале 2000-х годов аль-Багдади немного сотрудничал с Мусабой аз-Заркави, одним из самых ближайших соратников Бин Ладена. После вторжения США и коалиции в Ирак в 2003 году связи богословов укрепляются. Абу Бакр впервые возглавляет небольшие джихадистские сети. Однако попадает в 2004 году в военную тюрьму после задержания американскими военными в Фаллудже. Будущего главу ИГ подозревали в связях с Аль-Каидой. С 2004-го по 2009 год Аль-Багдади сидел в лагере Букка. В 2009 году вышел на свободу. Намного позже начальник лагеря, полковник Кеннет Кинг, вспоминал, что, уходя на свободу, Абу-Бакр сказал: «Встретимся в Нью-Йорке». Имам знал, что сидел в лагере под охраной 306-го батальона военной полиции, где служили пожарные и полицейские, разбиравшие завалы в Нью-Йорке после теракта 11 сентября 2001 года.
Параллельно с отсидкой имама в начале 2006 года создается «Совещательное собрание моджахедов в Ираке». Это головная организация нескольких исламских группировок в Ираке, в том числе Аль-Каиды. Но уже в конце 2006 году на основе Совещательного собрания, Аль-Каиды и еще несколько мелких групп возникает Исламское государство Ирака, куда Аль-Багдади заочно попадает на руководящую должность. В новой организации будущий халиф сразу стал религиозным авторитетом, несмотря на личное отсутствие.
После освобождения в 2009 году и убийства лидеров ИГИ в мае 2010-го Абу Бакр наследует главенство. Военный опыт, полученный за год войны в Ираке, сыграл Аль-Багдади на руку. В октябре 2011 года за живого или мертвого имама правительство США пообещало 10 миллионов долларов. 9 апреля 2013 года Исламское государство Ирака начинает боевые действия уже на территории Сирии в качестве самостоятельной силы. ИГИ становится ИГИЛ. Руководство Аль-Каиды выразило недовольство, и отношения между группировками резко испортились.
16 декабря 2013 года в журнале Time Magazine вышла статья об Абу Бакр аль-Багдади — интервью бойца из Хомса, который воюет за Халифат. Солдат лечился после ранения в Триполи, находясь в безопасности. Воин рассказал, что впервые познакомился с имамом в 2004 году в одном тренировочном лагере в провинции Дияла, Ирак. В то время аль-Багдади командовал сотней боевиков из Сирии, которые устремились на священную войну против США и союзников. По воспоминаниям мусульманина, имам немногословен и очень спокоен. К своим людям относился тепло, заботился о физическом и моральном состоянии. При разработке операций просчитывал пути отхода, чтобы минимизировать потери среди личного состава. Абу Бакр часто носил платок и прятал лицо.
Вообще западные СМИ описывают халифа как способного и талантливого руководителя. The Washington Post со ссылкой на американского чиновника из ЦРУ назвала главу ИГИЛ «истинным наследником Усамы бен Ладена» и заявила, что аль-Багдади «более жестокий, более заразный, более антиамериканский», чем Айман аль-Завахири (Washingtonpost.com, 10 июня, 2014). Свои способности планировать операции Аль Бакра продемонстрировал нападением на тюрьму Абу-Грейб 21 июля 2013 года, когда ИГ освободило более 500 человек. После этого иракская администрация закрыла тюрьму.
Со времен самопровозглашения халифом звучало много заявлений о гибели или ранениях аль-Багдади. Тем не менее на октябрь 2016 года глава ИГИЛ жив и дееспособен.
Информации о высших командирах армии Халифата очень мало. При этом среди старшего офицерства достаточно сильная текучка. Тактика присутствия лидеров в бою не только поднимает солдатскую мораль, но и выбивает офицеров. Вот некоторые старшие и самые известные:
1. Тархан Таймуразович Батирашвили, он же Омар аль-Шишани или аль-Чичани (чеченский). Родился в1986 году; отец — христианин, мать — кистинская мусульманка, чеченка из Грузии. Тархан в юности исповедовал христианство, однако потом принял ислам и в 2012 году уехал в Сирию, где вступил в ряды группировки Аль-Нусра и командовал «Эмигрантской армией». После того как ИГ начало боевые действия в Сирии в конце 2013 года, аль-Чичани со своими людьми ушел из Аль-Нусры и вступил в ряды Халифата. Шишани присягнул Аль-Багдади за пост командующего Северной Сирией. Погиб 13 июля 2016 года недалеко от Мосула от авиаудара ВВС США.
2. Таха Субхи Фалаха, также Абу Мухаммад аль-Аднани аль-Шами. Один из самых высокопоставленных полевых командиров ИГ. Сириец. С 2005 года боролся против американцев в Ираке. В 2013 году присягнул старому знакомому, Аль-Багдади. Член Совета Шуры. Выступал одним из главных пресс-секретарей Халифата и мог говорить от имени аль-Багдади. Погиб 30 августа 2016 года в результате авиаудара ВВС США.
3. Валид Джасем Мохаммед аль-Альвани, он же Абу Ахмед аль-Альвани. Бывший капитан армии Саддама Хусейна, состоял в партии БААС. Ранее отвечал за провинцию Дияла, а сейчас возглавляет Военный Совет. Неоднократно сообщалось о смерти Валида, который, скорее всего, жив.
4. Аднан Латиф Хамид аль-Свейдани, также известный как Абу Айман аль-Ираки. Высокопоставленный военачальник Халифата. Во времена Саддама Хусейна, как баасист, занимал пост в воздушной разведке. Близкий знакомый как самого Хусейна, так и Иззата аль-Дури. В 2007 году задержан американскими военными и посажен в тюрьму до 2010-го. После освобождения рекрутирован Исламским государством Ирака. Послан в Сирию для набора бойцов. Известно, что за несколько недель смог привести Халифу около 1000 рекрутов. Какое-то время был губернатором провинции Аль-Анбар. Имеет репутацию патологического садиста.
5. Аднан Исмаил Наджм аль-Билави, он же Абу Абд аль-Рахман аль-Билави, он же Абу Усама. Родился в 1971 году. Дослужился до капитана при Саддаме. Как и многие другие высокие чины ИГ, попался американцам в 2005-м и просидел до 2013 года. Был одним из тех, кто бежал из Абу-Грэйб во время нападения ИГ. Какое-то время возглавлял Военный совет и состоял в Совете Шуры. Проживал в провинции Аль-Анбар. Погиб у себя в доме 5 июня 2014 года во время рейда иракского спецназа. Так как Аднан участвовал в составлении плана по взятию Мосула, штаб Халифата назвал это «Операция Билави». Месть, кстати, удалась. Город оборонялся всего шесть дней, а после пал.
Большинство вооружений «черных», по-видимому, — добыча с иракских и сирийских складов, а также трофеи. Кроме того, ИГ наладило нелегальные поставки вооружения практически со всего мира. Согласно данным Центра Меира Амита по изучению терроризма, есть косвенные данные о продаже оружия «черным» латиноамериканскими бандами.
Глядя на трофеи Пешмерги (армия Иракской автономии Курдистана), мы можем сказать, что ИГ использует широкий ассортимент. От американских винтовок М16 до русского тяжелого пехотного вооружения и гранатометов М-79 югославского производства. Примечательно, что заряды к гранатометам данного типа производились уже в Иране с 2006 по 2013 год. Скорее всего, ИГ захватило боеприпасы при разгроме лагерей шиитской милиции и Хезболлы.