Симеон Бекбулатович — татарский хан, ставший московским царём

  • 15/12/2023

diletant.media

В 1575 году Иван Грозный совершил рокировку — на троне его заменил потомок Чингисхана.

Иван Грозный. Источник: Wikimedia Commons

Мотивы отказа Ивана Грозного от власти были не ясны как очевидцам тех событий, так и последующим поколениям. Отставка Грозного по собственному желанию не была следствием мгновенного решения. Этому шагу предшествовала целая череда событий.

Царский террор: отголоски опричнины

В конце 1574 года, за год до возведения Симеона на трон, Иван Грозный отпраздновал свадьбу с Анной Васильчиковой. На торжестве присутствовали руководители первого послеопричного правительства: Борис Тулупов, Василий Умной — преемник Скуратова, Михаил Плещеев, Яков Мансуров и другие. Но уже 2 августа 1575 года царь отправил приближённых на эшафот. Казни стали толчком к расследованию второго новгородского «изменного» дела. В жерло террора попал и личный медик Ивана IV — «лютый волхв» Елисей Бомелей, готовивший царю яды для расправы над впавшими в немилость придворными. Бомелей был также царским астрологом и предсказателем. Запутавшись в собственных интригах и пророчествах, Бомелей решил бежать за границу, но в Пскове был схвачен. «Волхв» под пытками оговорил как вышеуказанных бояр, так и новгородского архиепископа Леонида.

Архиепископ принадлежал к тому кругу духовенства, который поддерживал тесную дружбу сначала с опричниной, а потом со «двором». Новгородскую церковь он подчинил опричной администрации. Сговорчивое духовенство сквозь пальцы смотрело на многократные браки царя и другие прегрешения. Но сердечной дружбе пришёл конец, когда Грозный объявил о запрете земельных пожертвований в пользу крупных монастырей.

Отречение Грозного было связано с его внутренними проблемами. Страх перед всеобщей изменой преследовал царя как кошмар. Царь жаждал расправы над влиятельными аристократами, но более не имел надёжной военной силы. Отмена опричнины лишила Ивана IV возможности казнить «ближних людей», игнорируя боярскую верхушку. Монарх долго думал над тем, как без одобрения Думы вернуть опричнину и одновременно остаться в рамках закона и тогдашних порядков. Так на сцене появился Симеон.

Симеон Бекбулатович и Иванец Московский: двуглавый орёл России

О Саине-Булате Бекбулатовиче известно немногое. Он родился в семье хана Ногайской орды, был потомком Чингисхана. В 1558 году, после падения Астраханского ханства, Саин-Булат перешёл на службу к московскому самодержцу. В 1560-х гг. царь назначил Саин-Булата ханом в Касимове — недавно созданном государстве под сюзеренитетом Российского царства. Касимовское ханство «выдали» перешедшей на русскую службу татарской высшей аристократии. Чингисиды ещё очень долго после падения Орды почитались в Москве как лица царского достоинства, выше всех Рюриковичей, за исключением правящей линии династии. В 1571—1573 гг. будущий царь возглавлял войско в Ливонской войне, но был разбит шведами. В 1573 году мусульманский князь перешёл в православие по желанию Грозного, женившего его на дочери князя Мстиславского.

В 1575 году Иван Васильевич внезапно отрёкся. По его распоряжению татарина Симеона венчали на царство в Успенском соборе. Но официальный царский титул он не получил, став лишь «великим князем всея Руси». Симеон возглавил Боярскую думу; от имени князя издавались указы и жалованья. Иван Московский, как теперь именовал себя Грозный, выехал из Кремля на Арбат за Неглинную, где поселился на бывшем опричном дворе. В ведении Ивана IV, однако, осталась казна и многие титулы. Иностранных послов, как и прежде, принимал он.

Вскоре после отречения, 30 октября 1575 года, бывший царь пишет челобитную царю новому. Просил Иванец Московский о сущей мелочи — во всём государстве «людишек перебрать». Это означало пересмотр служб, денежных и поместных окладов служилых людей.

Итак, в августе Грозный расправился с руководителями «двора», в сентябре-октябре расследовал новгородскую измену, в конце октября отрёкся от престола, затем в течение месяца создал новую опричнину — «удел», и, наконец, отдал приказ о казни виднейших земских бояр. Московскому князю понадобился примерно месяц на то, чтобы с помощью челобитных Симеону выкроить «удельные» владения и сформировать в них новую опричную гвардию. Управление «уделом» осуществляла дума во главе с Нагими, Годуновыми и Вельским. Афанасий Нагой оказал царю важную услугу, будучи послом в Крыму. Он разоблачил мнимую боярскую измену в пользу крымского хана. Образовавшийся триумвират сохранил влияние при дворе Грозного до последних дней его жизни.

Из Кремля в Тверь и монастырь: царь в отставке

Без всяких объяснений в августе 1576 года Симеона согнали с трона. Грозный мог поступить с Симеоном так, как ему советовал Ивашка Пересветов, ссылаясь на опыт «турского салтана»: надобно «возвести правителя высоко, да и пхнуть его в зашею за дол». Но царь распорядился иначе: Симеону пожаловали титул великого князя Тверского, даровали обширные земли в Твери и Торжке. Двор Симеона напоминал уменьшенную копию московского государева двора, со своими приказами и боярами. Жил экс-царь в тверском дворце и резиденции в селе Кушалино, где он когда-то принял веру во Христа.

Во время правления слабого Фёдора Ионовича реальная власть сосредоточилась в руках Бориса Годунова. Последний лишил Симеона титула, отправив царя-марионетку в Кушалино. После гибели царевича Дмитрия и смерти Фёдора, не оставившего наследника, встал вопрос о выборе царя. Противники Годунова вспомнили об опальном Симеоне, своей родовитостью превосходившего всех кандидатов. Немаловажным фактором было и венчание Симеона на царство. Но уже избранный царём Годунов пошёл на хитрость. Клявшиеся на кресте подданные обязались: «Царя Симеона Бекбулатовича и его детей иного никого на Московское царство не хотетит видети, ни думати, ни мыслите, ни семьитись, ни дружитись, ни ссылатись с царем Симеоном ни грамотами, ни словом…» Но этого царю было мало. В день рождения Симеона Годунов отправил ему поздравительное письмо и испанское вино. Выпив за здоровье Бориса, Симеон ослеп.

Симеон доживал свои дни, жертвуя храмам и монастырям. В один из таких монастырей, а именно в Кирилло-Белозерский, и был отправлен постриженный под именем Стефана Симеон. Отдавший распоряжение о постриге Лжедмитрий I через полтора месяца был убит. В 1606 году Василий Шуйский посылает пристава с грамотой, в которой содержится приказ о переводе старца на Соловки. В 1612 году Симеона перевели обратно в Кирилло-Белозерский монастырь. Для Романовых дряхлый и слепой старик уже не представлял никакой опасности. Бывший царь скончался 5 января 1616 года.

Источники

  • М.П. Булатов, «Генеалогия Северного Кавказа», «Симеон Бекбулатович — великий князь все Руси. Впоследствии великий князь тверской. Царица Анастасия», Н–М, 2007.
  • В.В. Кузнецов, «Московский журнал» № 4, статья «Великий князь всея Руси Симеон Бекбулатович», М, 1999.
  • Р.Г. Скрынников, «Иван Грозный», АСТ, 2007.