Церковь Англии продолжает вносить новшества в свою практику, столкнувшись с критикой из-за сексуальных скандалов и продолжающимся падением числа верующих в Великобритании. Священники Кентерберийской епархии отныне обязаны информировать государственные органы, если исповедующийся признается им в совершении разного рода насилия и услышанное вызывает беспокойство по поводу безопасности жертвы. На своем сайте епархия опубликовала новое руководство по принципам защиты детей и взрослых. Клирики перед совершением таинства должны предупредить пришедшего с покаянием: «Если вы в своем исповедании касаетесь любого вопроса, который вызывает озабоченность благополучием или защитой другого человека или вашей безопасностью, я обязан передать данную информацию соответствующим учреждениям, что означает, что я не могу хранить такую информацию в тайне». Однако соблюдение подобных мер приводит к отходу от канонических правил, которые требуют соблюдения тайны исповеди, как это принято в традиционном христианстве.
Секретарь Кентерберийской епархии Джулиан Хиллз сообщил в интервью газете Telegraph, что данное предложение появилось после жалобы священника, который был вынужден выслушивать признания одного человека в продолжающемся злоупотреблении насилием. Это привело к дискуссии о соблюдении юридических и моральных норм духовенством. Хиллз пояснил: Епархиальная группа по вопросам обеспечения защиты почувствовала, что она должна разработать четкое руководство для священников, как им действовать в подобных ситуациях. Такой документ необходим, чтобы снять груз ответственности со священника при моральном выборе между сохранением тайны исповеди и защитой чьей-либо жизни. Однако представитель Церкви Англии утверждает, что подобное нововведение не предполагает отмену тайны исповеди. Цель этого руководства, добавил он, состоит в том, чтобы «посоветовать кающемуся человеку не разглашать в исповеди то, что юридически поставило бы под угрозу положение священника». Это тем более актуально, что в феврале с.г. Times сообщила: Церковь Англии столкнулась с 3300 возможными случаями сексуального насилия в отношении детей, молодых людей и взрослых в церковных общинах, из них одна пятая часть касалась обвинений в адрес священнослужителей, а остальные – волонтеров и прихожан.
Данное предложение вызвало некоторое беспокойство со стороны ортодоксального крыла Англиканской церкви. Доктор богословия Робин Уорд, директор богословского колледжа «Дом Святого Стефана» (Оксфорд), заявил, что руководство Кентерберийской епархии нарушает каноническое право и противоречит предыдущим инструкциям церкви духовенству по поводу слушания исповедей в 2015 году. По его мнению, оно очевидно нарушает тайну исповеди.
Однако данная новость не вызвала большого интереса в британской прессе. Она больше взволновала ряд британских консервативных священнослужителей. Мирян как будто не касается проблема нарушения тайны исповеди. Не связано ли это с растущим безразличием к христианству в Великобритании вообще?
Недавно научно-исследовательский центр Barna Group опубликовал результаты нового исследования, посвященного тому, как общественность Великобритании воспринимает деятельность местных церквей, в том числе Церкви Англии, в стране и в мировом масштабе. Вопросы задавались как активным британским христианам, которые ежемесячно посещают церковь, так и представителям других религий и неверующим.
Исследователи отмечают, что многие взрослые люди в Великобритании испытывают двойственное отношение к роли христианских церквей в обществе. Треть британцев не знают, что думать о церкви. Так, был задан вопрос, считают ли респонденты, что христианские церкви в Англии имеют положительное значение в мире. Из христиан положительный ответ дали 49%, остальные «не знают» (31%) или «так не считают» (20%). Напротив, большинство нехристиан либо не считают, что церкви Британии оказывают положительное влияние на дела в мире (41%), либо заявили о незнании (40%). Только 19% нехристиан дали утвердительный ответ на этот вопрос. Однако 47% церковных лидеров думают, что нехристиане по-прежнему отмечают глобальное влияние британских церквей. В целом, 36% взрослых британцев не знают ответ на этот вопрос, остальные разделились примерно поровну во мнениях.
Также респондентам был задан вопрос, имеют ли их местные церкви позитивное значение в их сообществах. Более половины христиан согласны с данным утверждением (52%), 16% полагают, что нет, 32% христиан не знают ответа на этот вопрос. Из нехристиан только 20% думают, что христианские церкви играют положительную роль на местном уровне, 35% не разделяют данное убеждение, у 44% нет ответа на этот вопрос. В итоге, многие взрослые британцы (39%) не могут ясно утверждать, обладают ли церкви на местном уровне позитивным или негативным значением. При этом подавляющее большинство местных церковных лидеров (более 86%) полагают, что нехристиане приветствуют роль церквей на местах.
Респондентам было предложено выбрать определения, которые описывают британские христианские церкви. В целом, взрослые британцы, христиане и нехристиане, наделяют церкви как положительными, так и отрицательными характеристиками. Церкви поражают широкую британскую общественность своим лицемерием (24%), осуждением инакомыслия (23%) и антинаучностью (20%). Люди редко выбирали такие характеристики, как «значимые» (9%), «щедрые» (7%) или «помогающие людям с материальной нуждой» (5%), хотя около четверти (26%) по-прежнему называют церкви «благом для общества». Нехристиане чаще выбирали негативные характеристики (34% сочли церкви «осуждающими»), а христиане – позитивные (то, что они несут благо для общества, отметили 40%).
Чего ждет общественность от церквей? Христиане видят, что церковь играет значимую роль в британских сообществах и предлагает широкий спектр услуг – от финансовой помощи до детского служения. Часть нехристиан разделает их ожидания. Но в целом 41% британцев либо не считают, что церкви могут приносить на местах пользу, либо не представляют, каким должно быть их служение. 30% респондентов хотят, чтобы церковь оказывала поддержку пожилым людям или обитателям ночлежек, 28% полагают, что церкви должны помогать бездомным. Также звучат пожелания сбора игрушек и одежды для пожертвований (23%), организации молодежных клубов и мероприятий (23%) и общественных мероприятий, таких как группы для родителей и малышей или церковные кафе (20%). Подводя итоги исследования, руководитель Barna Дэвид Киннаман полагает, что в Великобритании общественное восприятие церквей подчеркивает безразличие к ним, и это определяется скорее апатией, чем антипатией к религиозным организациям.
В итоге можно увидеть, что вряд ли решение Кентерберийской епархии окажет сильное влияние на отношение общественности к церкви в Англии. Отношение к ней со стороны большинства британцев довольно двойственное, число испытывающих симпатию и антипатию примерно равное, но значительная часть общества достаточно безразлична к церкви и не знает, чего она ждет от деятельности доминирующей религиозной организации.