Одна из высокопоставленных персон Англиканской церкви, член Совета архиепископов, писатель и теолог преподобный Иен Пол (Ian Paul) призвал епископов Церкви Англии отказаться от ношения митр, поскольку те символизируют «культуру почтительности».
Об этом сообщает британская The Telegraph.
По его мнению, традиционные головные уборы иерархов являются частью «мира прошлого» и символизируют тот факт, что епископы оказались возвышенными над остальной церковью.
«Митра стала маркером: ”этот человек является епископом”. Это не очень хорошо, потому что она выглядит глупо и ничего не значит в [традиции] Англиканской церкви», — приводит издание слова И. Пола.
«Митра дистанцирует их [епископов], в ней они выглядят глупо», — заявил он в своем комментарии, добавив, что этот головной убор олицетворяет римско-католическую традицию, которая пытается проникнуть в англиканство с «черного хода».
Со времен Реформации и до конца XIX века епископы Церкви Англии не носили митр, и каноническая традиция Англиканской церкви не знает норм, которые делали бы ношение митр обязательным.
Иен Пол, британский публицист, писатель и богослов
Иен Пол связал обычай ношения митр с тезисом о «культуре почтительности». Этот термин недавно употребила в своем публичном выступлении Мойра Гибб (Moira Gibb), британская государственная служащая, возглавлявшая независимую экспертизу по делу бывшего епископа Льюиса Питера Болла (Peter Ball), обвиненного в 2015 году в сексуальных преступлениях. При этом, говоря о «культуре почтительности», М. Гибб имела в виду негативные последствия, которые порождает церковная традиция уважения к священному сану, — когда жертвы сексуального насилия не считают возможным обращаться в суды с жалобами на священников или епископов.
В своем блоге И. Пол опубликовал заметку, в которой говорится: «Из-за этого многие укрепляются в своем мнении о церкви [как об организации], оторванной от насущных вопросов современности, хранящей саму себя в собственном пузыре самосознания».
«И в силу своего иерархического понимания власти это такая культура, по отношению к которой современное общество становится все менее и менее толерантным, возможно, оправданно», — подчеркивает автор.
Иен Пол, который является помощником настоятеля в церкви Святого Николая в Ноттингеме, опубликовал свои комментарии накануне дебатов, которые состоялись в Синоде Церкви Англии в минувший понедельник. Англиканская церковь рассматривает этот вопрос в течение нескольких лет, и теперь он достиг окончательной стадии, когда синод может принять определенные нормативные акты.
Митра как головной убор, один из фрагментов богослужебного облачения в ряде христианских церквей, украшает священнослужителя, поскольку во время богослужения он изображает Царя Христа. Одновременно митра напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.
В Православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих…», как и при совершении таинства брака. По этой причине митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетавания Иисуса Христа с Церковью».
Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать ее в своем облачении после падения Константинополя в 1453 году. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом. В половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиереев (ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой).
В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награжденные правом ношения митры, называются митрофорными.
На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.
До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов.
В 1786 году произошел первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Иоанна Памфилова. Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостаивали игуменов крупных монастырей.
В современной Русской православной церкви архиерейская митра, как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом. До 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод Русской церкви установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата. Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом.
В некоторых Поместных православных церквах митру с крестом имеет право носить только предстоятель церкви.
В католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и Папы Римского. В соответствии с нормами права Римско-католической церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие «подлинной юрисдикцией» (лат. vera iurisdictio).
Согласно Апостольскому посланию ”Pontificalia insignia” Павла VI, правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии.
Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии.
Современная митра состоит из двух частей, с лобовой и затылочной частей головы, каждая из которых имеет завершение конической формы. Сзади к митре прикреплены две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Завет. Исторически форма митры претерпела существенные изменения: в X веке она имела вид конической шапочки с острым завершением, к XII веку она приобрела вид короны с двумя заострениями с височных частей головы, а с конца XII века — со стороны лба и затылка. К XVII веку митра приобрела современную форму.
Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило, из 12-ти лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.
Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в Православной церкви.
В старокатолических, англиканских и некоторых лютеранских церквях употребляются митры традиционной западной формы. Право носить митру в этих церквях принадлежит исключительно епископам.
В Армянской апостольской церкви, митры, аналогичные греческим и близкие им по форме, носят священники и архимандриты. Митра непременно увенчана крестом и спереди украшена изображением Пастыря с агнцем или образом Спасителя. Епископы и католикосы носят митры, аналогичные католическим, однако отличающиеся от современных западных образцов.
В дохалкидонских церквах западно-сирийской (яковитской), восточно-сирийской (ассирийской), коптской и эфиопской традиций епископы носят митры, аналогичные греческим.