Ситуация в Азербайджане с религиозными свободами за последний год ухудшилась. К такому выводу пришли авторы годового отчета комиссии по религиозным вопросам Госдепартамента США (USCIRF) «Ситуация с религиозными свободами в мире – 2017». Они выдвинули ряд рекомендаций по улучшению ситуации. Выводы авторов отчета справедливы, из общего числа политзаключенных в стране две трети составляют верующие, отметил правозащитник Эльшан Гасанов. В стране нет проблем с религиозной свободой, а полицейские меры применяются против радикалов и сект, которые служат иностранным интересам, прокомментировал доклад депутат парламента Азербайджана Фазиль Газанфароглу.
Как отмечено в исследовании, обнародованном 27 апреля, за прошедший год правительство Азербайджана усилило подавление независимой религиозной деятельности, были закрыты ряд суннитских мечетей, проводились рейды в книжных магазинах с целью изъятия запрещенной религиозной литературы, подвергались преследованиям последователи «Свидетелей Иеговы» и ряда протестантских общин.
«Хотя Азербайджан подвергается рискам международного терроризма, эта опасность все чаще служит предлогом для подавления мирных религиозных протестов», – говорится в документе.
В январе текущего года 18 шиитских активистов были приговорены к длительным срокам тюремного заключения от 10 до 20 лет по многочисленным обвинениям, включая терроризм.
По данным рабочей группы гражданского общества, за религиозные убеждения в Азербайджане арестованы по меньшей мере 86 человек, говорится в отчете.
Азербайджан относится к странам, где есть серьезные нарушения религиозных свобод, делают выводы авторы отчета.
Как и во многих постсоветских странах в Азербайджане отмечается усиление авторитаризм, а притеснения светской политической оппозиции способствовало возникновению религиозной оппозиции. «Правительство пытается дискредитировать их обвинениями в терроризме и других незаконных действиях», – далее отмечается в документе.
В качестве примере приводится «Нардаранское дело», по которому были осуждены лидер Движения «Мусульманское единство», шиитский богослов Талех Багирзаде и еще 17 верующих. В ходе судебного процесса они рассказали о жестоких пытках против них в полиции, отмечают авторы отчета.
Авторы исследования обращают внимание на то, что законодательство Азербайджана требует обязательной регистрации религиозных общин. Не имеющие регистрации объявляются вне закона, подвергаются штрафам, против них проводятся рейды. При этом Госкомитет по работе с религиозными структурами отказывает в регистрации многим общинам, есть ожидающие регистрации с 2009 года.
В отчете обращается внимание на то, что законодательно ограничено ведение религиозных проповедей лицами, получившими образование за рубежом.
Лицам, не являющимся гражданами Азербайджана, также запрещено руководить религиозными церемониями и обрядами. Несмотря на обязательства Азербайджана перед Советом Европы принять закон об альтернативной службе, этого не сделано.
Наиболее жесткие ограничения религиозных свобод действуют в Нахичеванской автономной республике (НАР), где запрещена деятельность Бахаи, адвентистов и кришнаитов, говорится в отчете.
Независимые от Управления мусульман Кавказа общины мечети часто не могут получить регистрацию. Тоже самое касается протестантских общин и «Свидетелей Иеговы».
При этом в отчете указывается на позитивные моменты. Так, отмечается, что иудеи, проживающие в стране на протяжении длительного времени, интегрированы в азербайджанское общества и не сталкиваются с антисемитизмом. Существует также малочисленная католическая община, которой правительство выделило средства на строительство церкви.
В заключение авторы отчета рекомендуют правительству США призвать правительство Азербайджана привести религиозное законодательство в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии СЕ и ОБСЕ, принять меры для освобождения «узников совести».
Посольство США, по мнению авторов отчета, должно поддерживать контакты с гражданскими и религиозными активистами; правительство Азербайджана должно разрешить визиты спецдокладчиков ООН по вопросам религиозной свободы, независимости судов и пыткам; правительство должно позволить религиозным группам действовать свободно и без регистрации.
Для поддержки свободы религии и верований должны быть выделены гранты, и Национальному фонду поддержки демократии рекомендовано финансировать программы в этой сфере.
Правительство США не должно прекращать финансирование «Радио Азадлыг» (азербайджанская служба «Радио Свобода») и азербайджанской службы «Голоса Америки», говорится в документе.
Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов согласен с выводами, к которым пришли авторы отчета.
«В последние годы идет процесс жесткого подавления прав верующих. Существует серьезное ограничение на ношение хиджабов, этот запрет жестко действует в школах. Идет процесс установления государственного контроля над религиозной сферой и в частности принуждения мусульманских общин признать главенство Управления мусульман Кавказа. Непокорные подвергаются к репрессивным мерам. Красноречивый пример тому – история с поселком Нардаран. В ходе силовой операции в Нардаране в ноябре 2015 года полиция взяла поселок под контроль, и ограничило посещение мечетей. Впоследствии они переданы в подчинение подконтрольного властям Управления мусульман Кавказа», – сказал корреспонденту “Кавказского узла” правозащитник.
По его словам, верующие составляют две трети из общего числа политзаключенных в Азербайджане.
Азербайджанский Центр защиты политзаключенных в начале апреля представил список политзаключенных, в котором названы имена 162 человек.
«Только по Нардаранским событиям арестованы более 90 человек», – сказал Гасанов.
Периодически полиция проводит рейды с целью пресечения собраний нурсистов и салафитов, изымает религиозную литературу, применяет административные наказания. При этом давлению подвергаются и не мусульманские общины, отметил глава Центра мониторинга политзаключенных.
Так, продолжил Гасанов, частые полицейские рейды проводятся против членов общины «Свидетели Иеговы», их собрания пресекаются, а участники подвергаются административным наказаниям.
«Были случаи и уголовного преследования. Две женщины из общины «Свидетелей Иеговы» были арестованы и осуждены к тюремному сроку. Благо, впоследствии это решение было пересмотрено и их освободили», – сказал Гасанов.
Член парламентского комитета по общественным объединениям и религиозным структурам Фазиль Газанфароглу не согласен с критикой, содержащейся в адрес Азербайджана в отчете комиссии Госдепа.
«В Азербайджане нет проблем с религиозными свободами. Есть отдельные иностранные религиозные секты, которые служат иностранным интересам. Вот с ними есть определенные проблемы», – сказал парламентарий корреспонденту «Кавказского узла».
Он подчеркнул, что «вообще у немусульман в Азербайджане нет проблем, и они спокойно могут совершать свои религиозные обряды».
Вместе с тем депутат отметил, что «ведется борьбы с некоторыми радикальными группами исламских течений».
«В связи с событиями в Сирии увеличилось число отбывающих из Азербайджана на войну в эту страну. Поэтому пришлось принять некоторые шаги с точки зрения государственной безопасности Азербайджана», – сказал Газанфароглу.
Спецооперацию в Нардаране в 2015 году и аресты верующих в связи с этими событиями депутат назвал «борьбой с проиранскими силами».
«Были предприняты шаги в интересах государственной безопасности. Общины же соблюдающие законы продолжают свою деятельность. И вообще стало бы правительство, подавляющее религиозные свободы, реставрировать мечети, строить новые храмы? Считаю, что оценки в отчете госдепа США не отражают реальной ситуации», – отметил депутат.