В конце марта стало известно, что у пожелавшего остаться анонимным иранского христианина появился шанс получить убежище в Великобритании, несмотря на то что ранее ему отказали. По словам социального работника иммиграционной службы Натана Стивенса, британское Министерство внутренних дел согласилось пересмотреть ходатайство беженца. Об этом казусе узнала публика после того, как Стивенс 9 марта опубликовал в Twitter фотографию письма МВД Великобритании с отказом в убежище его подопечному. В своем заявлении 2016 года иранец пояснял, что убежище ему необходимо из-за обращения в христианство, за которое его могут преследовать на родине. Среди причин смены веры он указал свое мнение о том, что эта религия проповедует «мир, прощение и доброту», в то время как «в исламе – насилие, ярость и месть».
Чиновник МВД отклонил его ходатайство на том основании, что в Библии также содержится много отрывков с описаниями насилия или призывов к нему, в том числе процитировал слова Христа: «Не мир пришел Я принести, но меч». Ответ возмутил Стивенса, а министерство раскритиковала христианская общественность.
МВД Великобритании подвергается критике за подобные решения не в первый раз. В 2018 году Guardian публиковала примеры абсурдных отказов лицам, просящим убежища. Так, одного беженца, обратившегося в христианство, попросили назвать два чуда, совершенные Иисусом, но чиновника насторожило то, что проситель не смог указать, где именно в Библии говорится об этих чудесах. Тому же человеку задали вопрос о земных родителях Иисуса Христа, в ответ он назвал только Марию, сказав об отсутствии земного отца. Сотрудники министерства посчитали, что он не прав, а викарий, представлявший интересы беженца, заявил, что его ответ был верным, так как непорочное зачатие является ключевым христианским догматом.
Беженцам, перешедшим в христианство, непросто получить приют не только в Великобритании, но и в других странах Европы. В марте с.г. был обнародован доклад «Расследование процесса предоставления убежища религиозным новообращенным в Швеции». Доклад подготовлен учеными и юристами по заказу четырех крупных евангельских организаций. Исследование основано на изучении результатов 619 случаев прошения убежища гражданами Афганистана, принявшими христианство в Швеции.
Исследование показало, что 68% заявлений афганских христиан о предоставлении убежища были отклонены на том основании, что их вера не считается подлинной. В случае тех беженцев, которые приняли христианство в процессе рассмотрения их прошения об убежище, показатель отказов составил 81%. Кроме того, в одних отделениях шведской миграционной службы отказывают в убежище чаще, чем в других. Например, в Йёнчёпинге доля отказов составила 44%, а в Гетеборге – 80%. Также оказалось, что судьи, заседающие в миграционных судах, часто принимают решения на основании политических взглядов, а не следуя закону. Например, народные заседатели, принадлежащие к ультраправой партии «Шведские демократы», голосуют за депортацию в 93% случаев, в то время как судьи-члены Социалистической партии делают то же самое только в 15% случаев.
Сравнив результаты прошений, исследователи пришли к выводу, что на групповом уровне нет какой-либо идентифицируемой содержательной разницы между новообращенными, получившими положительное решение, и теми, кому отказали, а вот разница в мотивации сотрудников миграционной службы в случаях вынесения положительных и отрицательных решений явно присутствует. По мнению авторов доклада, для членов миграционных судов важна способность новообращенного рассуждать о своей вере и отвечать на вопросы. Таким образом, считают исследователи, судьями оцениваются интеллект и знания беженцев, а не их вера. Также при вынесении решения не берутся в расчет активное участие новообращенного в делах церкви и доверие к нему пасторов и священников.
В итоге авторы доклада пришли к заключению, что шведская миграционная служба слабо разбирается в вопросах религии и религиозной конверсии, практика принятия решений не основана на надежной методологии, нормы международного права и конвенции о правах человека не соблюдаются должным образом. Один из авторов исследования, доктор теологии Ульрик Юсефссон на пресс-конференции в Стокгольме заявил, что в Швеции решения о предоставлении убежища часто принимаются произвольно и непоследовательно. Он сравнил этот процесс с лотереей.
Между тем Афганистан занимает второе место среди самых опасных для христиан стран мира по версии организации Open Doors (на первом месте по-прежнему Северная Корея). Также в десятку входят Сомали, Ливия, Пакистан, Судан, Эритрея, Йемен, Иран и Индия. Недавно Open Doors опубликовала доклад о преследовании христиан в 49 разных странах Северной Африки, Ближнего Востока и Азии, рассказав о разнице в преследованиях мужчин и женщин. На женщин-христианок чаще всего оказывают давление через изнасилования и принудительные браки. В ряде стран семья, в которой женщина подвергается сексуальному насилию, считается опозоренной, становится финансово уязвимой. В 28 странах христианок также часто похищают мужчины, исповедующие религию большинства, и заставляют вступать в принудительные браки, насильственно обращают в свою религию. В некоторых странах семья жертвы ничего не может поделать, например в Пакистане похитители девочек угрожают семьям, если они пытаются привлечь власти к спасению своих дочерей. Впрочем, мусульманская семья также может принудительно выдать замуж девушку, обратившуюся в христианство, чтобы вернуть ее в лоно прежней религии. Если замужняя женщина решает принять христианство, то ей угрожают разводом и потерей опеки над детьми.
Основной формой преследования мужчин-христиан служит экономическое давление на них, оно распространено в 34 странах, в шести из них на новообращенных накладываются штрафы. Новообращенные часто не могут получить или сохранить оплачиваемую работу. Так, в Иране после принятия христианства мужчины рискуют потерять работу. Мужчин-христиан подвергают социальному остракизму, бойкотируют их торговые предприятия, в сельских районах с ними отказываются выполнять совместные работы. В 35 странах отмечается применение пыток и физического насилия к мужчинам-христианам, они подвергаются нападениям и убийствам, в том числе и со стороны членов собственной семьи. Еще одним специфическим способом оказания давления на мужчин и принуждения их к принятию религии большинства служит призыв на военную службу.
Таким образом, новообращенным беженцам в случае возвращения на родину грозит реальная опасность, а обращение в христианство отнюдь не служит гарантией получения убежища в странах Европы.