Каролингская империя. Людовик I Благочестивый

  • 16/12/2017
  • Александр Сидоров

  • доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра исторического знания Института всеобщей истории РАН

postnauka.ru

Людовик Благочестивый — младший сын и единственный законный наследник императора Карла Великого. Он унаследовал от отца трон Королевства франков и титул императора Запада. Время правления Людовика (814–840 гг.) оказалось переломным. С одной стороны, Каролингская империя достигла пика своего расцвета, с другой — пережила тяжелейший внутренний кризис, закончившийся ее крахом. Именно это парадоксальное сочетание совершенно разнонаправленных процессов делает данный период истории державы Каролингов наиболее интересным для изучения и наиболее поучительным.

Людовик I Благочестивый, император Запада.Картина Жана-Жозефа Дасси / wikipedia.org

Источники информации о Людовике Благочестивом

Сведения о Людовике и его эпохе сохранились в большом количестве источников. Во-первых, существует полноценная биография, написанная анонимным автором, которого в исторической науке принято называть Астрономом. Это сочинение появилось уже после смерти Людовика Благочестивого, примерно в 842 году, и представляет собой своеобразное подведение итогов его царствования. Мы не знаем, кто написал биографию, но по тексту понятно, что этот человек был очень близок к императору. Государь с ним советовался по некоторым важным для себя вопросам. Астроном был в числе немногих, кто присутствовал при его кончине.

«Деяния императора Людовика» — еще одно важное сочинение с выраженным биографическим началом. Оно было написано неким Теганом, хорепископом Трирского диоцеза, при жизни императора Людовика, примерно в 837 году. Немало информации о правлении Людовика Благочестивого мы можем найти в анналах, прежде всего в Анналах королевства франков и отчасти в Сен-Бертинских анналах. Первая из четырех книг «Истории» графа Нитхарда, сподвижника короля Карла Лысого, была создана на излете 841 года и целиком посвящена ключевым событиям царствования Людовика.

Кроме того, сохранилось большое количество документального материала. Это королевские капитулярии, постановления церковных синодов, королевские грамоты времен Людовика, которые были относительно недавно изданы. Также сохранилось множество писем близких ко двору людей. Наконец, полемические трактаты, созданные оппонентами Людовика в период внутренних смут 830-х годов, особенно в связи с его временным отстранением от власти в 833–834 годах. В распоряжении современного исследователя достаточно разнообразного материала, который позволяет увидеть и самого Людовика, и его эпоху с самых разных точек зрения.

Личность Людовика

О повседневной жизни и персональных качествах Людовика мы знаем достаточно много, больше, чем о ком-либо другом из его современников. Он родился в 778 году, в то время, когда Карл Великий отправился воевать в Испанию. На обратном пути в Ронсевальском ущелье арьергард франкского войска был уничтожен басками. Это событие легло в основу «Песни о Роланде», одного из самых известных средневековых рыцарских эпосов. Если верить Астроному, Карл отправился в этот поход со своей беременной супругой Хильдегардой. Он оставил ее в Аквитании, а сам двинулся дальше за Пиренеи. Когда он вернулся, то узнал, что у него родилась двойня, но один ребенок почти сразу же умер, а второй выжил. Этим вторым и был Людовик. В 781 году Карл поехал в Рим и взял с собой сыновей, в том числе маленького Людовика. Папа римский помазал его и короновал Аквитанской короной. После этого Карл Великий отправил трехлетнего Людовика царствовать в Аквитанию (эта территория имела особый статус подкоролевства) в качестве своего наместника. Почему именно туда? Современники оставили нам ответ на этот вопрос: Людовик, будучи Каролингом, родился именно на территории Аквитании, и это было достаточным основанием для законных претензий на власть.

В Аквитании Людовик прожил 33 года, провел там большую и, пожалуй, лучшую часть жизни. К отцу приезжал редко. Таким образом, он рос в отрыве не только от семьи, но и от императорского двора, а значит, не был достаточно прочно связан с северофранкской знатью. Конечно, особенно в первые годы вокруг него было много советников Карла, но постепенно Людовик обзавелся собственными «верными». Со многими он буквально вырос вместе и потому был особенно близок. А с Эббоном, будущим архиепископом Реймса, у них, например, была даже общая кормилица. Не удивительно, что, став императором, он не забыл своих аквитанских друзей и выдвинул их на ключевые государственные посты.

Правителем он был неплохим, довольно успешно воевал с арабами, хотя без особого энтузиазма. Провел в Аквитанском королевстве серию успешных реформ: административную, налоговую, церковную. Много внимания уделял реформе монастырей, начатой его ближайшим сподвижником Бенедиктом Анианским.

Прозвище Благочестивый (лат. pius) Людовику дали современники, и к тому были основания. Он был глубоко воцерковленным человеком, ежедневно много и горячо молился, никогда не смеялся, лишь изредка улыбался кончиками губ, мало ел и почти не пил вина, заботился о слабых, раздавал щедрую милостыню, строил странноприимные дома для паломников. Теган и Астроном описывают его почти святым — почти потому, что государь, обладая политической властью, не может обрести подлинной святости, ибо власть есть грех по определению, как учит история царя Давида.

Восшествие на престол

В 810 и 811 годах умерли Пипин и Карл, два старших брата Людовика и законных сына Карла Великого. Император, еще в 806 году вроде бы уладивший вопрос престолонаследия, вынужден был вновь заняться его решением. Отлично понимая, что отношение к Людовику, «почти аквитанцу», среди австразийской знати было, мягко говоря, прохладным, он решил не пускать дело на самотек и лично провести все необходимые решения. Незадолго до смерти он пригласил Людовика в Аахен и на всеобщем собрании знати заставил всех присутствующих принести клятву верности Людовику как законному наследнику престола. Более того, Карл передал ему титул императора и назначил соправителем, а еще лично короновал его в Аахенской капелле. Это была в высшей степени примечательная церемония. Императорская корона лежала на главном алтаре, но Карл принципиально не допустил к ней ни одного священника. По сообщению одного хрониста, Карл лично возложил корону на голову сына. По сообщению другого, он приказал это сделать самому Людовику. Таким образом, Карл продемонстрировал подданным, что император не только повелитель огромной державы, но и глава церкви. Таков был один из основополагающих принципов каролингской имперской идеологии, согласно которому император, а не папа, являлся главой христианского Запада. Понимая, что духовенство набирает политический вес, он не желал создавать опасный для светской власти прецедент. Хотя, скорее всего, именно такой прецедент был создан во время его собственной коронации в Риме на Рождество 800 года, когда папа Лев III проявил слишком много самостоятельности в этом вопросе и не только провозгласил Карла императором, но и возложил на него корону. Очевидцы мягко отмечали, что великий Карл был раздосадован случившимся и если бы знал о намерениях папы, то не пошел бы в тот день в церковь. Думается, что на самом деле Карл был взбешен.

Карл Великий коронует своего сына Людовика Благочестивого. Миниатюра из Больших французских хроник (XIV—XV век) / wikipedia.org

Император Запада

На первое десятилетие имперского правления Людовика приходится период всеобщего благоденствия: прекратились бесконечные кровавые завоевания, не было внутренних распрей, культура процветала, христианство распространялось вширь и вглубь, языческие вожди просили Людовика о крещении, духовенство неустанно боролось за собственное нравственное очищение — идиллия, одним словом.

Людовик воспринимал свое правление как особую миссию, возложенную на него Богом. Он должен был вести вверенный ему народ к спасению, должен был предуготовить его к Страшному суду. Он царствовал, следуя неким высшим правилам, сформулированным на основе христианских ценностей, очень часто в ущерб реальной политике. Он стремился быть идеальным правителем, справедливым, благоразумным, воздержанным и милосердным. Людовик осознавал себя главой христианского Запада, но при этом считал себя грешником (ибо власть есть грех), а потому ввел в политическую культуру эпохи практику публичного покаяния.

Позднейшие историки, мягко говоря, невысоко оценивали Людовика, считали его слабым, управляемым, слишком мягким, особенно по сравнению с отцом. Но для современников он был именно благочестивым, совершенно особым государем, подобным великим правителям древности — императору Феодосию и царю Давиду.

Отношения с церковью

Людовик в полной мере осознавал свою высшую миссию. Заняв отцовский трон, он начал по всей империи жестко реформировать церковь, особенно монашество, повсеместно унифицируя литургию, насаждая правила святого Бенедикта, повышая моральный облик монахов за счет усиления аскетизма. Он полагал, что монашество — это соль земли, что именно оно дает всем подданным наглядный пример праведной жизни — той жизни, которая только и может привести к будущему спасению. В идеале каждый представитель духовенства должен был примерить на себя монашеский образ жизни. Поэтому император продолжил квазимонашескую реформу канониката, начатую еще предшественниками.

Такая политика неизбежно приводила к тому, что духовенство в широком смысле слова стало осознавать себя главной опорой общества и государства. Уже в 820-х годах епископат уверенно выходит на первые позиции. Из слуг государя епископы медленно, но верно превращались в его наставников, и Людовик нисколько не сопротивлялся этому обстоятельству.

Борьба за наследство

В 818 году умерла королева Ирменгарда, первая супруга Людовика, от которой у него было трое законных сыновей: Лотарь, Пипин и Людовик. За год до ее смерти император составил собственное политическое завещание, так называемое Ordinatio imperii. В этом документе он постарался максимально полно реализовать идею политического единства христианской империи. Главным наследником был объявлен Лотарь, он также получил титул императора и был назначен соправителем. Младшим сыновьям достались хотя и важные, но окраинные территории: Пипину — Аквитания, а Людовику — Бавария. Причем оба «подкороля» были крайне ограничены в своих правах в пользу Лотаря. Это было неслыханное новшество, вступавшее в прямое противоречие с традиционным принципом наследования, согласно которому все законные наследники получали примерно равные доли. Однако попытка поставить идею выше традиции провалилась, и виноват в этом оказался сам Людовик.

В 819 году он женился на Юдифи из знатного баварского рода, женщине умной, волевой и крайне амбициозной. В 823 году у них родился сын, будущий Карл Лысый. Юдифь стала добиваться пересмотра условий Ordinatio imperii с таким расчетом, чтобы Карл получил полноценное наследство. К концу 820-х годов Людовик переписал завещание. И это решительно никого не устроило: ни принцев, у которых многое отняли в пользу младшего брата, ни епископов, которые усмотрели в этом отказ императора от своей высшей миссии. Далее началась череда переделов и внутренних смут. В 833 году старшие сыновья даже свергли Людовика с трона и устроили над ним публичный суд. Характерно, что главным действующим лицом этой страшно унизительной для императора процедуры оказался Эббон Реймсский, молочный брат Людовика. В любом случае государя отстранили от власти по идейным соображениям — за многочисленные и тяжкие грехи (такова была аргументация судей-епископов). Ничего подобного в истории раннесредневековой Европы не случалось. Сам Людовик воспринял свое унижение как очередное испытание, которое необходимо было пройти, чтобы очиститься от грехов и следовать дальше своей миссии. Прошло меньше года, и он вернулся на трон. Но… продолжил делать то же самое: снова и снова делил королевство, заключал альянсы в пользу Карла и в ущерб Пипину с Людовиком Немецким, а ведь именно они помогли ему вернуться к власти, буквально отбив отца у Лотаря. Внутренние войны не затихали. И это никак не укрепляло идею имперского единства.

Наследие Людовика

Людовик умер в июне 840 года в полном одиночестве на небольшом острове посреди Рейна, неподалеку от города Мец. Он был похоронен в мецской церкви Св. Арнульфа, основателя рода Каролингов. Вскоре после смерти императора внутренние войны вспыхнули с новой силой, ибо вопрос наследования так и не был улажен. Уже в 841 году его сыновья сошлись друг с другом при Фонтенуа-ан-Пюизе в кровавой битве, о которой с ужасом вспоминали современники, — с одной стороны Людовик Немецкий и Карл Лысый, с другой — император Лотарь. Погибло огромное количество людей. Лотарь проиграл и понял, что надо как-то договариваться. Все закончилось в 843 году, когда в Вердене общим решением франкской знати империю поделили на три примерно равные части. Восточная часть (преимущественно германские земли) досталась Людовику Немецкому. Западная часть (территория современной Франции) отошла Карлу Лысому. А центральная часть, так называемое Срединное королевство (нынешняя Лотарингия, часть Бургундии и Северная Италия с городом Римом), перешла к Лотарю. Это королевство вскоре исчезло. А Восточная и Западная Франкии уже совсем скоро превратятся в Германию и Францию.