Мятежники из гетто

  • 16/09/2017
  • Елена Бухтеева

diletant.media

270 тысяч человек бежали за последние 2 недели из Мьянмы, охваченной столкновениями на этно-религиозной почве. Беженцы сообщают о нападениях на мирное население, убийствах детей, поджогах деревень и массовых изнасилованиях. В ООН события в стране назвали «этнической чисткой».

Какую роль в развитии конфликта сыграла Британская империя, чего опасаются буддисты и как Мьянма стала информационной «черной дырой» – в материале diletant.media.

Три министра в одном лице

На протяжении столетий в Юго-Восточной Азии относительно мирно уживались представители разных национальностей и конфессий. Но эта история — не про Мьянму. Противостояние буддистов (89% населения страны) и мусульман-рохинджа длится больше 80 лет. Самый «взрывоопасный» регион — штат Ракхайн на западе страны. Рохинджа утверждают, что проживали здесь испокон веков. Бирманцы же считают мусульман незваными гостями на своей земле. По их версии, значительная часть бенгальцев (рохинджа) переселилась сюда в начале XX столетия. В это время страной управляла Британская империя, и на богатой ресурсами территории требовалась дополнительная рабочая сила. Всплеск иммиграции привел к возникновению мощного националистического движения бирманцев. В годы Второй мировой войны этнические меньшинства воевали под британским флагом; бирманцы сражалась на стороне японцев. Надежды на мирное сосуществование испарились.

В 1948-м страна получила независимость. Великобритания сделала ставку на бирманцев, и монополия на власть перешла к ним. Надо отметить, что провокация этнических столкновений — фирменный стиль управления Британской империи в Бирме. С середины XVIII века в зависимости от обстановки англичане поддерживали то бирманцев, то монов (прим.: родственники кхмеров, проживавшие на территории страны задолго до бирманцев). Британская Ост-Индская компания приобрела ряд территорий фактически за бесценок, пообещав бирманцам защиту.

Тлеющий конфликт подогрело Панглонское соглашение 1947-го года. Национальным меньшинствам гарантировалась широкая автономия, а регион Качин и вовсе должен был стать отдельным государством. Бумаги так и остались пылиться на полках. Малые народности взялись за оружие; армию сепаратистов финансировала наркоторговля и «крышевание» сельских жителей. В ходе конфликтов погибли десятки тысяч человек. Рохинджа требовали либо присоединения к Пакистану, либо создания автономного мусульманского региона. Этих целей добивалась «Армия спасения».

В 1940-х на сцену вышел новый персонаж — генерал У Не Вин. Он вошел в состав Высшего совета Антифашистской лиги народной свободы, а после начала гражданской войны (1948) был назначен главнокомандующим армией. Кроме того, генерал занял посты заместителя премьер-министра, министра обороны и министра внутренних дел. После государственного переворота (1962) У Не Вин сосредоточил в своих руках всю полноту власти.

Этот человек запомнился бирманцам своей удивительной бесталанностью в решении экономических проблем. У Не Вин взял курс на социализм, доктрина «К социализму нашим собственным бирманским способом» была опубликована в мае 1962-го. Национализация предприятий не привела к росту производства, возник дефицит товаров. Генерал объявил войну «мошенническим методам и паразитизму», однако инициированные им реформы привели к процветанию наркоторговли и росту черного рынка. Страну покинули зарубежные предприниматели. Надо сказать, что диктатору вообще были свойственны неожиданные решения. Так, например, он приказывал разрушать мосты, после чего строил их заново.

В отношении рохинджа при У Не Вине проводились военные операции. В 1978-м по его распоряжению депортировали около 200 тысяч мусульман.

Претенденты на богатство

Президент решительно вел страну к бедности. В этих условиях отношения рохинджа и бирманцев обострились. Некоторые эксперты убеждены, что истоки вражды лежат исключительно в экономической плоскости. С точки зрения бирманцев, выходцы из Бангладеш нелегально заняли штат Ракхайн, богатый природными ресурсами. В семьях рохинджа традиционно рождались 5−6 детей, в понимании бирманцев — лишних претендентов на национальное богатство. Мусульманским семьям запретили иметь больше двух детей и свободно перемещаться по стране. Земли рохинджа конфисковали, представители этой этнической группы с 1982 года не имели права на получение высшего образования. Дети были вынуждены учиться в школах при мечетях; место преподавателей в некоторых случаях попытались занять экстремисты.

Не так давно сотрудник пресс-службы правительства Мьянмы заявил, что рохинджа пытаются исламизировать страну с помощью «ужасающих показателей рождаемости». По его словам, численность мусульманского населения в стране растет в 10 раз быстрее, чем бирманцев. На данный момент численность рохинджа в Ракхайне составляет, по разным оценкам, от 800 тысяч до одного миллиона, при этом всего в штате проживают более трех миллионов человек.

Ряд исследователей полагает, что причина конфликта кроется в страхе буддистов перед уничтожением их культурных ценностей, изменением религиозного ландшафта страны. В 2015-м европейские исследователи провели опрос в шести штатах Мьянмы. Опрос показал, что многие из местных жителей воспринимают ислам как наиболее агрессивную религию, которая может потеснить позиции буддизма в стране. Большое значение для буддистов всего мира имело уничтожение талибами двух гигантских статуй Будды в Афганистане в 2001 году. Два каменных исполина высотой 55 и 37 метров были разрушены с помощью взрывчатки и ракет. Фрагменты статуй экстремисты продали на черном рынке.

Как показали опросы, немалую обеспокоенность бирманцев также вызывает тот факт, что Мьянма окружена мусульманскими странами (Бангладеш, Малайзия, Индонезия).

Из-за преследований многие рохинджа были вынуждены бежать в Бангладеш, Малайзию и Тайланд. Беженцы рассказывали о сожженных дотла деревнях, сотнях изнасилованных женщин, убийствах детей. Число погибших неизвестно. Журналисты окрестили Ракхайн информационной «черной дырой», в которой бесследно исчезают цифры. Конфликт обострился в 2012 году, когда была убита девушка из буддийской семьи. А в октябре 2016-го столкновения усилились после нападения боевиков на погранпосты.