Османского султана Селима III можно отнести к числу просвещенных монархов: он планировал реформировать империю, приблизив ее к европейским государствам, хотел модернизировать систему начального образования, сделать его бесплатным и обязательным. Однако мечтам правителя не суждено было сбыться: янычары взбунтовались против него, и за излишнюю страсть ко всему европейскому султан был убит.
Желание Селима III провести реформу образования появилось не просто так. Почва для такого стремления была подготовлена в детстве будущего правителя. Его мать Михришах-султан, уроженка Грузии, всегда уделяла внимание состоянию государственных школ, а Мустафа III, отец мальчика, был сторонником реформ — правда, в первую очередь он занимался армией.
Султан Мустафа получил достойное образование, и своему сыну желал того же: Селим много учился как при жизни отца, так и после его смерти, когда на трон взошел Абдул-Хамид, брат Мустафы. Интересно, что особенной конкуренции между дядей и племянником не возникло: хоть Мустафа и назвал сына, а не брата своим преемником, Селим не пытался свергнуть Абдул-Хамида, а стал султаном лишь после его смерти от инсульта в 1789 году.
После кончины дяди новоиспеченный султан начал претворять свои инициативы в жизнь. Правда, не все шло так гладко, как хотелось бы: в наследство Селим получил не процветающую империю, а ослабленное войной государство, экономическое положение которого оставляло желать лучшего. Средств на проведение реформ хватало не всегда, однако Селим не оставлял попыток осуществить запланированные изменения.
Главной помехой для султана оказались янычары. Они чувствовали безнаказанность, понимали, что вольны возвести на престол того, кого считают нужным, однако в военном деле — казалось бы, главном для янычар — толку от них было мало. Селим задумал реорганизовать войско согласно европейским примерам и даже пригласил с этой целью французского военачальника Себастиани, который мог бы султану в этом посодействовать. Реализация данной задумки не только помогла бы Селиму ослабить авторитет янычар, но и сформировать такое войско, которое стало бы достойным противником сильнейшим европейским армиям. Однако общественной поддержки этот план не получил.
И все же особенно заботило Селима образование. Значительный пласт его реформ был посвящен этой сфере. Правитель способствовал тому, чтобы на турецкий язык переводились научные труды ведущих европейских авторов, также по его инициативе в 1792 году была возобновлена работа первой в Османской империи типографии, долгое время бездействовавшей. Спустя три года при армейском инженерном училище состоялось открытие еще одной типографии.
По задумке Селима, начальное образование должно было стать обязательным для всех и непременно бесплатным. Реализовалась эта идея с большим трудом — бюджетных средств категорически не хватало. Тем не менее во времена правления Селима появилось более тридцати тысяч школ. Еще одним достижением султана стало то, что возможность получить образование появилась не только у мусульман, но и у представителей других конфессий. Они могли ходить в школы, открытые миссионерами.
Что бы Селим не делал, какие бы реформы он не пытался проводить, кредита доверия он так и не получил. Военные неудачи перекрывали все благие начинания султана. Да и не такая была ментальность у турок, чтобы с радостью и безоговорочно принять стремление походить на европейцев — если и не во всем, то во многом. В мае 1807 года против правителя взбунтовались недовольные янычары, и султан оказался под замком.
Правда, поначалу бунтовщики поступили с Селимом довольно щадяще: арестованный падишах находился либо в своем дворце, либо в гареме — единства мнений здесь нет. В любом случае, условия содержания были комфортными. Судя по всему, под арестом он провел около года. Когда же возник риск реставрации власти Селима, было принято решение убить свергнутого султана.