Новое исследование Barna Group показало отношение военнослужащих США к христианам, Библии и моральному упадку в Америке, а также проиллюстрировало их взгляды на современную религию, сообщает Christian Today.
Большинство (76%) рассказали, что они встречали «верных» христиан. 78% из тех, кто так ответил, сказали, что знают таких людей в армии. Всего 5% респондентов вообще не знают ни одного христианина. Также большинство (55%) сказали, что у них «очень положительное» восприятие верующих, которых они знают. 81 процент опрошенных признался, что знакомые им верующие, говорили с ними о своей вере.
Среди тех, кто настроен «дружественно» или «нейтрально» по отношению к Библии, большинство (86%) считают, что американская мораль находится в упадке. Такая точка зрения наиболее распространена среди тех, кто ушел на пенсию или был уволен из армии (91%), или тех, кто является христианами, «рожденными свыше» — крещенными в различных христианских деноминациях (92%).
Многие также считают, что Библия может быть одним из способов решения проблем. Чуть менее половины военнослужащих мужчин и женщин (46%) заявили, что Библия имеет слишком мало влияния в обществе США, хотя 22% сказали, что Библия имеет «слишком большое» влияние, а 33% сказали, что влияние Библии «достаточно».
Те, кто нечасто читает Писание, называют разные причины, если все же решают обратиться к Библии: 37% — ищут в чтении Священного Писания утешение; 30% —руководство для жизни; 28% хотят стать ближе к Богу. Когда дело доходит до определения Библии, респонденты отмечают, что это «вдохновленное слово Бога, которое не содержит ошибок», при условии, что некоторые части стоит воспринимать символически (35%).
Авторы исследования также изучили, как военная жизнь помогает в формировании самоидентичности. По заключению экспертов, в сознании американских военных центральное место занимает воинская служба (53%), за которой следуют американское наследие и национальность (по 51%). Религия стала основополагающей для 31 процента респондентов.
Для военнослужащих американских Вооруженных сил, как и для всей страны в целом, характерен высокий процент верующих. Это объясняется многообразием вероисповеданий, разветвленной системой религиозного образования (около 40 млн. молодых людей только протестантского и католического вероисповеданий ежегодно бывают охвачены различными формами религиозного обучения), высоким уровнем взаимодействия Церкви и средств массовой информации (в стране действуют более 2 тыс. радио- и телестанций, передающих специальные религиозные передачи).
В Вооруженных силах имеется корпус военных священников ― капелланов: около трех тысяч штатных капелланов в офицерском звании и примерно столько же их помощников из числа лиц рядового и сержантского состава. В данной сфере деятельности участвуют и гражданские служащие.
История корпуса военных священников ведет свое начало с возникновения американской государственности и с первых этапов борьбы за независимость. Законодательно его создание утвердил акт Первого континентального конгресса от 29 июля 1775 года. В 1918 году был принят закон, регламентирующий численность служителей культа в Вооруженных силах из расчета один капеллан на 1200 военнослужащих. Кроме того, на каждый военный округ дополнительно выделялось 20 священнослужителей.
В настоящее время на 700 человек личного состава приходится один штатный капеллан. Такая должность предусмотрена во всех соединениях и частях, вплоть до отдельных батальонов. В вооруженных силах капеллан является руководителем и организатором в сфере отправления конфессиональных потребностей, религиозного образования и воспитания, социальной помощи личному составу. Кроме того, он офицер штаба (батальона и выше) с соответствующими обязанностями.
Деятельностью службы военных священников руководит совет капелланов при помощнике министра обороны по строительству Вооруженных сил и личному составу, включающий шесть человек. В него, в частности, входят три главных капеллана видов Вооруженных сил (в званиях генерал-майор и контр-адмирал), которые в течение одного года поочередно исполняют обязанности председателя совета.
Совету подчинены управления главных капелланов при штабах видов Вооруженных сил, которые выполняют свои функции через отделы при штабах военных командований и им равных. В штабах соединений и частей (до отдельного батальона) имеются отделения, секции и штатные должности офицеров штаба. Работу в войсках на всех уровнях попеременно возглавляют представители протестантского, католического и иудаистского вероисповеданий.
В своей повседневной деятельности военные священники опираются на помощников капелланов, выделяемых в основном из числа специально подготовленных сержантов и рядовых (по некоторым учетным специальностям привлекаются и гражданские служащие).
Подготовка капелланов и их помощников осуществляется в центре и в школе военных священников Форт-Монмаут, штат Нью-Джерси.
После пяти-семи лет службы в войсках значительная часть военных священников возвращается в школу и центр подготовки на курсы повышения квалификации, где они совершенствуют мастерство, приобретают командирские навыки, осваивают штабную работу, методику управления военно-религиозной службой в войсках и т.д. Офицерам читается курс лекций по пасторской деятельности, общему религиозному образованию. Они участвуют в практических занятиях по различным религиозным проблемам, по штабным и пасторским обязанностям, военной психологии и т.д. В то же время капелланы продолжают изучение и чисто военных вопросов.
Капелланы в войсках выполняют двойную функцию ― они обеспечивают отправление религиозной службы военнослужащим и членам их семей, а также консультируют командиров по вопросам повседневной деятельности войск.
В войсках проводятся разнообразные военно-религиозные мероприятия: ежедневная молитва, работа по программам «Уровень жизни», «Борьба с алкоголизмом и наркоманией», «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование», «Равные возможности», а также «час капеллана», «религиозные дни», исповеди, индивидуальные пастырские беседы.
По данным американской печати, в сухопутных войсках ежегодно проводится около 12 млн. различных религиозных мероприятий. Среди них 350 тыс. богослужений, 142 тыс. занятий в воскресных школах и религиозных кружках по изучению Библии, 70 тыс. по программе «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование». Военные церемонии, посвященные Дню независимости, Дню поминовения, Дню Вооруженных сил, Дню ветерана, включают религиозные обращения, благословения, проповеди.
Большое внимание уделяется эстетической стороне культовых обрядов. Обязательным в оформлении военных церквей является наличие национального флага страны, знамен частей и соединений. Сильное эмоциональное воздействие на военнослужащих оказывают богослужения. В инструкциях по подготовке проповедей указывается, что капеллану необходимо тщательно продумать и разработать тему проповеди, которая должна быть непродолжительной (5-7 мин) и эмоциональной. Широко практикуются богослужения вне церкви, возле казарм, на плацу, улицах и площадях.
Помимо стационарных и походных церквей в частях и на кораблях для индивидуальной и групповой работы с военнослужащими создаются специальные «уголки капелланов», «дома уединения», «молитвенные приюты» и т.п., в которых организуются различные мероприятия: религиозные диспуты, совместное пение религиозных гимнов, прослушивание радио, просмотр телепередач, видеоклипов с участием известных проповедников. Только в сухопутных войсках насчитывается 586 культовых зданий и свыше 140 помещений для проведения занятий по религиозным образовательным программам.
В Вооруженных силах действует мощная система религиозных средств массовой информации. Выходит около двух тысяч протестантских, католических и иудаистских периодических изданий, не считая того, что практически все центральные и местные журналы и газеты отводят место для статей из области религиозного воспитания. Еженедельно транслируются передачи «Час капеллана», «Взгляд в мир», которые включают лекции и беседы на религиозные темы, выступления капелланов и гражданских священников, демонстрацию фильмов для верующих.
Во время боевых действий военные священники активно привлекаются к совершению религиозных обрядов в полевых условиях. Так, в период войны в Персидском заливе свыше 1 тыс. капелланов и их помощников участвовали в обеспечении религиозных культов, организации досуга и быта в воинских формированиях. Наряду с выполнением профессиональных функций в их обязанности входило проведение занятий и бесед об истории, культуре, основных вероисповеданиях и обычаях населения данного региона.
Кроме того, так как капелланы являются офицерами Вооруженных сил США, на них возлагаются и все тяготы военной службы. Они должны не только обеспечивать соответствующее морально-психологическое состояние военнослужащих, но в случае необходимости и заменить командира. Военные священники принимают участие в учениях, маневрах и стрельбах, а также в специально устраиваемых для них полевых учениях.