В центре Санкт-Петербурга полиция задержала более сотни человек. Мусульмане города вышли на несанкционированную акцию в поддержку своих единоверцев в Мьянме. Как сообщается, на задержанных составили административные протоколы за нарушение установленного порядка проведения митинга и неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
На Дворцовой площади собрались около 200 человек, но общественный порядок они не нарушали, рассказала в прямом эфире корреспондент ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге Мария Карпенко: «Мусульмане не подавали заявку, они пришли довольно стихийно на не согласованный с властями народный сход, даже несмотря на то, что два дня назад главы различных петербургских религиозных организаций и национальных общин призывали мусульман не митинговать, а лучше помолиться за угнетаемых единоверцев. Более того, видимо, в петербургском правительстве предвидели волнения и заранее анонсировали круглых стол по теме событий в Мьянме, который должен пройти на будущей неделе. Как раз полицейские, которые пришли на Дворцовую площадь, апеллировали к этим аргументам, когда просили мусульман разойтись. При этом сам митинг проходил довольно спокойно: никто никаких лозунгов не выкрикивал, все это было больше похоже на народный сход — мусульмане дискутировали между собой, обсуждали события в Мьянме и жаловались на предвзятость российских СМИ, которые всегда радостно рассказывают, когда мусульманин кого-то побил, а когда самих мусульман – молчат».
В Москве 3 сентября у посольства Мьянмы собралось несколько сотен митингующих, которые выкрикивали лозунги. Акция не выла согласована, но никто не был задержан даже для формальной проверки документов.
Столичная полиция продемонстрировала верный подход к такому явлению, как стихийное собрание, уверен правозащитник, директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Теперь осталось распространить такой подход полиции на собрания не только мусульман, но и других групп населения — например, оппозиционно настроенных школьников, добавил он: «Конечно, правильнее поступили московские полицейские. Закон о митингах, который сейчас есть, фактически не дает людям возможности спонтанно собраться — это недостаток закона. Поэтому если люди собрались каким-то образом, и они не нарушают общественный порядок, ничего дурного не происходит, то нет причины их разгонять. Всегда возможны ситуации, когда люди куда-то спонтанно выходят. Но у нас в стране двойные стандарты».
Уже согласованный с властями митинг в Грозном на минувшей неделе собрал, по официальным данным, около 1 млн мусульман.
Политизация ислама — необратимый процесс как в мире, так и в России, отмечает президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин. Фактически, выводя на улицы верующих по различным поводам, претенденты на политическое лидерство в мусульманском сообществе России демонстрируют свои возможности, убежден эксперт. «Теперь получается в любом случае, что либо МИД будет выступать за официальное правительство Мьянмы, либо будет выступать за мусульман и говорить о том, что их там незаконно репрессируют, что там геноцид мусульман идет. НО все равно все будут говорить, что на это повлияла позиция отдельных региональных лидеров и, в том числе, религиозные группы. И это крайне опасный прецедент. Этот момент опасен и для авторитета нашего государства, потому что по любому поводу у нас смогут выходить любые из 70 религиозных групп», — говорит Гришин.
Недовольство российских мусульман вызвали действия властей Мьянмы, которые проводят операцию в штате Ракхайн против народности рохинджа, которых местные СМИ окрестили «бенгальскими террористами». Результатом столкновений стала гибель 400 человек, в том числе более 350 рохинджа.
Рохинджа считают себя коренным населением территории современного бирманского штата Ракхайн, хотя большинство историков полагает, что они переселились в Мьянму, когда та была британской колонией.