Церковные лидеры Европы: «Странноприимство — неотъемлемая часть нашего христианского и европейского наследия»

  • 13/12/2018

rublev.com

4 декабря Комиссия церквей по делам мигрантов в Европе (CCME) и Конференция европейских церквей (CEC) опубликовали документ, получивший название «Рождественское заявление» — Christmas statement. В нем главы и представители православных, протестантских, англиканских и других церквей Европы высказались по поводу проблемы мигрантов и беженцев, которая в последние годы серьезно изменила ситуацию на континенте.

Среди подписавших «Рождественское заявление» православных иерархов — предстоятели Кипрской и Элладской православных церквей, архиепископ Кипрский Хризостом и архиепископ Афинский Иероним, предстоятель Финляндской православной церкви архиепископ Хельсинкский Лев. От имени Константинопольского патриарха Варфоломея документ подписал митрополит Шведский и всей Скандинавии Клеопа.

Ниже публикуется полный текст документа (файл PDF).

Рождественское заявление

В рождественском духе мы призываем к трудам и молитвам о том, чтобы европейское сообщество было гостеприимным и инклюзивным

Христиане готовятся праздновать рождение Христа, они ждут в надежде и уповании, вспоминая пророчество Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий». (Исаия. 9.2).

Мы призываем народы и жителей Европы, политических лидеров и наши Церкви: не позволяйте нам становиться равнодушными к страданиям других. Лучше давайте будем ценить достоинство тех, кто нуждается в нашей помощи, и признаем, что странноприимство — это неотъемлемая часть нашего христианского и европейского наследия.

Будем отважны и уверены в Сыне Божьем, Который есть Свет Миру, Чье рождение мы и празднуем. Христос укажет нам путь к будущей жизни всем вместе.

Современный мир все еще живет во тьме преследований, конфликтов и войн. По данным ООН, почти 70 миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома в поисках убежища и средств к существованию. Более половины из них — дети.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев заявляет: «Никто не становится беженцем по собственному выбору; но у каждого есть выбор, какую помощь оказать». Как христиане, мы руководствуемся библейским учением и нашим следованием за Христом. В эти предрождественские дни мы напоминаем о нашей ответственности, а также о Божьем обетовании света и жизни для этого мира.

Иисус стал человеком: Рождество — это празднование воплощенного Иисуса. Для христиан Воплощение — это выражение безграничной любви Бога к человечеству. Младенец, рожденный в яслях, — это благая весть радости для всех людей (Лк. 2.10). Ведь каждый человек создан по образу Божию (Быт. 1.27), поэтому вочеловечение Христа подтверждает достоинство всех людей. Ни один человек, ни одна группа людей не являются «проблемами», которые нужно решать, они заслуживают признания своего достоинства, достоинства людей, которых любит Сам Бог. Мы все причастны общей человеческой природе, в которой нет различия между местными жителями и чужестранцами.

Иисус — беженец: в своем детстве Он обрел убежище в Египте, когда Мария и Иосиф скрылись от угрозы Ирода, ищущего убить Его. Иисус также жил под римской оккупацией, поэтому он не понаслышке знал, что такое лишение людей свободы и попрание их достоинства. Иисус родился бездомным, он испытал на себе тиранию и страдания. Он отождествляет себя с беженцами и угнетенными и нас также призывает сострадательно относиться к уязвимым.

Иисус — странник: Иисус говорит нам: то, как мы относимся к странникам, это наше отношение к самому Христу (Мф. 25.40). Узнавая Христа в облике странника, мы встречаем в другом человеке божественное присутствие. Мы не только переходим от ситуации «мы и они» к новым отношениям «мы», эта встреча также несет благословение, и мы все вместе становимся людьми.

С глубокой озабоченностью мы наблюдаем, как изменяется европейский ответ на прибытие новых людей. Основываясь на библейском послании и богословском рассуждении, помня о заявлениях, сделанных почти 20 лет назад на Европейском саммите в Тампере в 1999 году, мы заявляем:

  • Недопустимо, чтобы политика «управления миграцией» приводила к ситуациям, когда массовая гибель людей на пути в Европу становится обычным явлением, а эксплуатация и насилие — повседневной реальностью. Нам нужны основанные на здравом смысле безопасные «коридоры» (например, переселение, гуманитарная виза, реалистичная политика в области трудовой миграции), а также поиск и спасение людей, находящихся на пути в Европу.
  • Мы вновь подтверждаем концепции саммита в Тампере, в частности «абсолютное уважение права на убежище» и «полное и всеобъемлющее применение Женевской конвенции» в качестве руководящих принципов современной политики предоставления убежища. Это должно включать эффективный доступ к процедуре для лиц, ищущих убежища, независимо от того, как и каким путем они прибыли в Европу.
  • Защита лиц в регионе их происхождения и улучшение условий в странах происхождения остаются важными приоритетами, дабы люди не были вынуждены покидать свои дома. Однако до тех пор, пока причины миграции не устранены, Европа должна не принуждать третьи страны принимать меры по приостановлению миграции в Европу, но серьезно относиться к своему обязательству принимать и защищать беженцев, поскольку наш континент является одним из богатейших и наиболее развитых регионов земного шара.
  • Руководящим аспектом при регулировании миграции и, в частности, приема беженцев, должна быть солидарность. Солидарность означает, что те, кто сильней, принимают на свои плечи большую ответственность, чем те, кто слабей, а также что каждый вносит свой посильный вклад.
  • Мы выступаем против убеждения, что якобы принятие вновь прибывших происходит в ущерб тем, кто уже живет в Европе. Политика в этой сфере должна учитывать особые потребности вновь прибывающих в Европу и поощрять их потенциал, чтобы они вносили свой вклад в жизнь общества, в то же время уважая традиции и потребности местных жителей.
  • Дискуссии о миграции и беженцах должны характеризоваться признанием достоинства, уважением и, по возможности, состраданием. Распространение неточных, непроверенных и сеющих распри сообщений только усложняет построение совместной жизни.
  • Конфликты неизбежны, когда люди разного этнического и религиозного происхождения живут вместе, особенно в условиях быстро меняющихся обстоятельств. Жить вместе в разнообразии это одновременно и обогащающий и сложный опыт. Мы призываем к духу терпимости и доброй воли, приверженности конструктивному участию в жизни общества.

Мы обязуемся еще более ревностно высказываться и трудиться ради такого видения общества, открытого для всех и с участием всех — как местных жителей, так и вновь прибывших людей.

Гибель беженцев в Средиземноморье. Статистика 2018 года

Международная организация по миграции (International Organisation for Migration, IOM), межправительственное агентство под эгидой ООН, сообщило, что в этом году около 2133 человек, ищущих убежища, погибли или пропали без вести, пытаясь добраться до Европы морским путем.

Организация заявила, что в период до 28 ноября в Европу по морю прибыли около 107,5 тысяч мигрантов и беженцев. Это пятый год подряд, когда поток нелегальных мигрантов и беженцев превысил 100 тысяч человек.

Две трети от общего числа мигрантов и беженцев, 3341 человек, погибли или пропали без вести в этом году при пересечении Средиземного моря из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу. При этом IOM отмечает, что точной оценке масштабов катастрофы препятствует отсутствие полных данных в некоторых регионах.

В этом году число убитых или пропавших без вести в Средиземноморье значительно меньше, чем в прошлом году. Но показатели растут, и ноябрь был самым смертоносным месяцем, с четырьмя кораблекрушениями, задокументированными командами IOM в этом районе.

5 ноября произошло два кораблекрушения, в результате которых погибли 54 человека: 31 человек утонул в водах вблизи испанского анклава Мелилья, а 23 человека погибли в результате кораблекрушения у берегов Кадиса. 22 ноября 13 человек пропали без вести, а с тонущего судна у берегов Альмерии были извлечены останки погибшей беременной женщины. Несколько дней спустя 29 человек утонули у побережья Марокко, недалеко от г. Надор.

В дополнение к этим инцидентам в течение месяца в различных местах в море были найдены тела 17-ти человек; еще три человека утонули в Западном Средиземноморье.