В среду Центральный районный суд Сочи рассмотрит жалобу на приговор инженеру Виктору Ночевнову, оштрафованному за оскорбление чувств верующих. «Медиазона» ознакомилась с материалами дела, в которых служители трех авраамических религий и ученые эксперты дают толкование глупым картинками из интернета, ссылаясь на документ 787 года н.э., и соотносят даты постов в соцсетях с малоизвестными праздниками православного церковного календаря.
Утром 4 февраля 2016 года группа примерно из десяти силовиков пришла обыскивать квартиру сочинского инженера Виктора Ночевнова. Они изъяли флешки, переносные жесткие диски и два телефона. Через четыре часа в кабинете у оперативника инженеру стала известна причина обыска: картинки с Иисусом, которые он репостил на своей странице «ВКонтакте» под ником «Витек Власов». После обыска Ночевнов удалил аккаунт в соцсети; еще пару месяцев сочинца и его друзей вызывали на допросы в рамках доследственной проверки на наличие признаков возбуждения ненависти либо вражды (статья 282 УК).
Почти через год, в январе 2017 года, инженера удивили звонком из Следственного комитета: Ночевнову сказали, что он все-таки стал фигурантом уголовного дела, но уже по другой статье — 148 УК, часть 1 (публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих). С обвиняемого взяли подписку о невыезде; свидетелями выступили представители разных религий и конфессий. Прокуратура несколько раз отправляла дело на доследование, но затем все же передала материалы мировому судье судебного участка №101 Центрального района Сочи. В августе Ночевнова признали виновным по семи эпизодам и назначили ему штраф в размере 50 тысяч рублей. Осужденный обратился к правозащитникам, его интересы взялся представлять адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Александр Попков.
Изображения, из-за которых в отношении инженера было возбуждено уголовное дело, он черпал в сообществах с названиями вроде «Бога нет»; чаще всего на этих картинках обыгрывалась поза распятого Христа. Особое внимание в приговоре уделялось датам репостов: почти каждый из дней, в которые Ночевнов публиковал карикатуры на своей странице, оказывался тем или иным церковным праздником.
Так, первые две публикации были сделаны 20 октября 2014 года, как отмечается — в праздник Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление». Одна изображала Христа висящим на турнике между двумя другими мужчинами (подпись: «Иисус, хорош ******* [врать], давай еще 15»), другая представляла собой коллаж, в котором сакральный для христиан образ был совмещен с фото танцующих на стадионе девушек. Третьей картинкой инженер поделился в канун Рождества — 6 января 2015 года, на ней Иисус поднимал штангу на фоне олимпийских колец. На четвертой (опубликована 5 апреля, как подчеркивается в приговоре — перед Пасхой) Христос был изображен на тренировке в спортзале. Еще две картинки Ночевнов выложил на саму Пасху — 12 апреля: на первой Иисус был в нацистской форме («Христос в СС, воистину в СС»), на второй распятому на кресте приписывалось гагаринское «Поехали». Наконец, седьмой пост инженер опубликовал 31 августа, на праздник иконы Божией Матери «Всецарица» — это было фото установленной в Техасе скульптурной группы «Распятие»: легионер заколачивает в руку лежащего на кресте Иисуса гвоздь. На снимке рядом со скульптурой позирует бритый налысо татуированный мужчина в черном, он держит бронзового Христа за горло.
Проверку в отношении Ночевнова инициировал Центр по противодействию экстремизму, но дело было возбуждено лишь после того, как в Следственный комитет обратился настоятель мужского монастыря Крестовая пустынь игумен Лев (Грызун), который позже стал свидетелем. Игумен утверждал, что посты инженера оскорбляют его, хотя к этому времени страница «Витька Власова» была давно удалена. Позже, по словам Ночевнова, игумен признавался, что не зарегистрирован «ВКонтакте», а записи ему «показали».
Другой ключевой свидетель — настоятель сочинского Князь-Владимирского храма протоиерей Андрей (Дубровский), сказал, что если подобными публикациями делится христианин, то он душевнобольной, а если атеист, то это кощунство и оскорбление чувств верующих. Священника возмутило, что авторы картинок сравнили муки Иисуса на кресте с «экстазом эстрадного исполнителя»; если бы эти изображения «попали в широкие массы верующих», предупреждал отец Андрей, то «последствия могли бы быть трудно предсказуемыми, широко резонансными и могли бы привести к волнениям и негативным последствиям среди верующих». Он же догадался сопоставить даты репостов с православным церковным календарем.
«Столь частое совпадение с днями христианских праздников, которые являются важными во всем христианском мире, не случайно», — посчитал свидетель Дубровский. «Православных праздников в месяц бывает 15-20 штук, и если ткнуть пальцем в любую дату, будет либо праздник, либо канун праздника», — парирует адвокат Попков. Он говорит, что эта сравнительная датировка появилась в деле лишь после того, как прокуратура в очередной раз отправила материалы на доследование.
Помимо православных священнослужителей, свидетелями выступили председатель сочинской еврейской общины Давид Косневич и имам Закий Нуртдинов. Первый сказал, что изображение Иисуса в нацистской форме призвано вызвать раскол между тремя авраамическими религиями; второй, по словам Попкова, также критиковал оскорбительные изображения Иисуса — хотя ислам в принципе запрещает изображать людей. В приговоре говорится, что целью действий Ночевнова было оскорбление чувств верующих, а мотивом — ненависть к христианам. По мнению адвоката, показания представителей ислама и иудаизма появились в деле как раз для того, чтобы его подзащитного можно было обвинить в оскорблении чувств всех верующих.
Экспертные заключения — лингвистическое исследование и две религиоведческие экспертизы — подготовили три сотрудника Центра социокультурных исследований, известного своим участием в делах Pussy Riot, свидетелей Иеговы (весной 2017 организация была признана экстремистской и запрещена), карельского историка Юрия Дмитриева и многих других идеологизированных судебных процессах. Подробно о деятельности этого учреждения писала «Медуза»: несколько собеседников издания находили, что Центр специально подгоняет экспертизы под обвинительные заключения.
Попков обратил внимание, что в деле Ночевнова исследования экспертов местами подозрительно похожи на показания свидетелей. Например, в одной из экспертиз появилась ссылка на Догмат о иконопочитании, принятый на Седьмом Вселенском (он же Второй Никейский) соборе в 787 году, а потом его же упомянул в своих показаниях настоятель Дубровский. «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз, — объяснял свидетель значение догмата, — в силу этого в сознании верующего человека закреплено трепетное отношение не только к самой личности Христа, но и к его образу».
По словам юриста, в другом случае — с фотографией из Техаса — эксперты и свидетели, напротив, совершенно по разному объясняют, почему это изображение следует считать оскорбительным. Специалисты Центра решили: картинка задевает чувства верующих, так так неизвестный мужчина душит скульптуру Иисуса, чтобы тот умер как обычный человек, не претерпев Страстей Христовых. При этом священник Дубровский говорил, что его возмутило нечто другое — уподобление страданий Иисуса на кресте «экстазу эстрадного исполнителя».
Из-за подобных противоречий в показаниях свидетелей и выводах экспертов сторона защиты просила вызвать всех их на заседание, где будет рассматриваться апелляционная жалоба на приговор мирового судьи. Центральный районный суд Сочи удовлетворил это ходатайство.
Сам Ночевнов говорит, что постоянно репостил во «Вконтакте» научно-популярные и исторические материалы (псведоним «Власов» он объясняет интересом к фигуре атамана Войска Донского, участника войны 1812 года Максима Власова), и лишь изредка — едкие антиклерикальные записи вроде тех, за которые его осудили. Сочинец подчеркивает, что писал в соцсети «для собственного анализа» и не собирался никого оскорблять. При этом Ночевнов считает себя христианином; когда его друг решил крестить сына, инженер стал крестным. «В церковь ходили, предложили целовать Иисуса, я не отказался, все прошло гладко вроде», — шутит он.
«Возмущает меня в этой истории то, что из-за догмата 787 года я преступник, по мнению Дубровского. И суд полностью встал на его сторону — в своем заключении суд использовал этот догмат. Священнослужители меня и осудили, то есть Следственный комитет здесь постольку-поскольку, как и суд, — рассуждает Ночевнов. — Как будто приговор какой-то средневековой инквизиции». По мнению инженера, религиозные деятели «полностью решили его судьбу».
Догадок о скрытых причинах своего уголовного преследования сочинец не строит; говорит, что не участвует в общественно-политической жизни, а все картинки брал из популярных пабликов, которые насчитывают сотни тысяч подписчиков. Инженер вспоминает, как на первом допросе заметил на столе оперативника папку с документами. «Он отошел, я начал листать — у одного там какой-то немецкий солдат, у другого про Путина какая-то шутка, у третьего опять нацистская Германия, у четвертого какая-то группа лиц по признаку чего-нибудь, — рассказывает осужденный. — Куча, куча дел лежит, они их штампуют, как я понимаю, сотнями, и попасть в такую мясорубку может каждый».