Строительство “главного храма вооруженных сил России” в парке “Патриот”, анонсированное министром обороны Сергеем Шойгу к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, обойдется в миллиарды рублей.
Как пишет “Радио Свобода”, проектировал этот храм человек, близкий к “духовнику Путина” епископу Тихону, а контролировать строительство будут менеджеры холдинга, созданного при участии членов ГКЧП. Точной сметы проекта, на который получено благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, до сих пор нет.
Храм высотой 95 метров с четырьмя престолами небесных покровителей ВС (князю Александру Невскому – покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии – покровителю ВКС и ВДВ, святому апостолу Андрею Первозванному – покровителю ВМФ и святой великомученице Варваре – покровительнице РВСН) должен вмещать шесть тысяч человек.
Он станет третьим или четвертым по высоте православным храмом в мире.
Внутри храма разместят иконы святых покровителей российских воинов, распишут батальными сценами из отечественной и библейской истории. При храме запланировано создание выставочного центра.
Как отмечает военный эксперт Александр Гольц, строительство православного храма для всех вооруженных сил многонациональной и многоконфессионной России стало еще одним подтверждением того, что в головах военачальников прочно укоренилась идея, что армии нужна идеология, а идеология эта – Русская православная церковь. К исламу, который исповедует значительная часть российских военных, руководство армии такого пиетета не испытывает.
Протоиерей Всеволод Чаплин, которому идея “главного военного храма” нравится, также отмечает, что его строительство может быть попыткой заполнить идеологическую лакуну: “Мало построить величественное здание. Думаю, этот храм мог бы быть центром притяжения для армии и верующей интеллигенции – людей, которые могут создавать смыслы для воинского служения. Сегодня в России есть кризис таких смыслов. Не все понимают, ради чего можно отдать жизнь и ради чего одерживать победы. Вокруг этого храма могла бы вестись интеллектуальная, информационная, образовательная деятельность”.
Протодиакон Андрей Кураев придерживается иного мнения: “Огромный храм на шесть тысяч человек в дачной зоне Подмосковья – он для кого? Наполнить его можно только в результате мобилизации. Это свидетельствует, что наша церковь не умеет работать с людьми иначе как средневековым способом: собрать всех в одном помещении под крышей, построить всех линеечками, и чтобы с амвона кто-нибудь назидал”.
По мнению Кураева, проект храма в парке “Патриот” противоречит традиции российских воинских храмов: “Идеей армейских храмов всегда была мобильность: их строили чуть ли не на второй линии окопов, в расположении полка. Морской собор в Кронштадте стоит потому, что там столетиями стоял флот. А главный армейский храм ставят там, где армия не живет”.
Практические вопросы возведения храма поручены специально созданному фонду “Воскресенье”. Учредителями “Воскресенья” являются гендиректор телеканала “Россия-1” Антон Златопольский, олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, член Общественной палаты и заместитель председателя Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин и общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных Сил РФ во главе с генералом армии Виктором Ермаковым.
Каньшин рассказал “Радио Свобода”, что проект храма создал “архитектор Дмитрий Смирнов, руководитель мастерской Сретенского монастыря”. Настоятелем этого храма является влиятельный епископ Тихон Шевкунов, считающийся “духовником Путина”. Первой работой Смирнова как раз стало строительство храма в Сретенском монастыре, которое сопровождалось сносом шести исторических зданий, что вызывало протесты градозащитников.
Издание отмечает, что Александр Каньшин – не только общественник, связанный с Минобороны. Он также координирует работу “Мегапира”: это структура, с одной стороны, действует как общественная организация офицеров, а с другой – как бизнес-холдинг. “Офицерскую” часть “Мегапира” возглавляет Дмитрий Язов, бывший министр обороны СССР и член ГКЧП. С “Мегапиром” сотрудничал еще один путчист – покойный Валентин Варенников.
Как бизнес-структура “Мегапир” работает в разных сферах. По данным самого холдинга, основная деятельность – это строительство, в большой степени, для вооруженных сил, МВД, а также Русской православной церкви. В руководство “Мегапира” входит заместитель мэра Москвы Сергея Собянина Александр Горбенко. Основные управленческие посты в фонде “Воскресение” – гендиректора, заместителя гендиректора по правовой работе, а также исполнительного и финансового директоров – занимают люди из “Мегапира”.
По словам Шойгу, храм должен строиться исключительно на добровольные пожертвования. И разными людьми и структурами уже пожертвовано более миллиарда рублей. Но такая стандартная для любого краудфандинга опция, как возможность заплатить в интернете с банковской карты, доступна только на сайте фонда. К тому же в отличие от обычной практики краудфандинга, деньги на храм начали собирать еще до того, как стала известна сама стоимость строительства.
По мнению реставратора храмов Александра Попова, финальный бюджет храма в парке “Патриот” будет измеряться несколькими миллиардами рублей. Для сравнения, на реставрацию недавно сгоревшей деревянной Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге выделено 100 миллионов рублей.