Парижское архиепископство учредило специальную службу в помощь новообращенным
ПАРИЖ. Во Франции католическая церковь радуется росту обращений мусульман в христианство, при этом Парижское архиепископство учредило специальную службу в помощь новообращенным, пишет catholicnewsagency.
Во многих европейских странах растет обеспокоенность по поводу распространения ислама, который угрожает стать основной религией в исторически католических странах, в том числе во Франции. И в то же время трудно не замечать такое важное параллельное явление, как бурный рост обращений мусульман в христианство.
Примером могут быть Мари-Энн (Marie-Anne) и Николя (Nicolas), новообращенные из ислама, крестившиеся в этом году на католическую Пасху. Как и у многих бывших мусульман, их путь к вере Христовой непрост и поучителен. В 2015 году Мари-Энн (ее крещеное имя не разглашается) сопровождала своего умирающего мужа из Алжира в бельгийскую больницу. Там она была настолько поражена человечностью и состраданием медсестры-католички, что «захотела узнать больше об Иисусе», как она признается в интервью изданию National Catholic Register. Эта тяга к Христу с годами росла, стала неутолимой и вызвала подозрения у родни в Алжире. Она успела овдоветь, была «обещана» семьей мусульманскому жениху с условием ее «перевоспитания» в мусульманской вере. И все же однажды она все бросила, отказалась от престижной должности и материального благополучия – и бежала с двумя детьми во Францию, где и прошла катехуменат – христианское посвящение, подготовку к крещению.
Именно это особое отношение христианства к благотворительности и его всепрощающая любовь к ближнему обратили в католическую веру и Николя – француза, принявшего ислам в 2008 году в возрасте 26 лет в Индонезии, и все же вернувшегося на родину волей Христовой. Его обращение началось в 2017 году и завершилось пронзительным духовным переживанием в базилике Сакре-Кер в Париже, где он молился у образа Святой Терезы из Лизье. Уверовав в Христа, он развелся с женой-мусульманкой и оставил ее с двумя детьми в Индонезии. Это вынужденный и далеко не единичный поступок в Индонезии, где многим мусульманам, принявшим христианство, приходится волей-неволей выбирать между семьей и верой, и они вынуждены уезжать, поскольку вероотступничество в исламе считается преступлением и карается смертью.
«Я заметил, что гражданская война в Сирии и усиление ИГИЛ* спровоцировали волну вероотступничества от ислама, чаще всего с уходом в христианство», – говорит он в интервью National Catholic Register. Этот вывод подтверждается крупным исследованием миссионера Дэвида Гаррисона (David Garrison), который в 2014 году выпустил книгу «Сквозняк в доме ислама» (A Wind in the House of Islam). По его оценке, за последние два десятилетия уже 2-7 миллионов мусульман по всему миру обратились в христианство. Он называет этот явление «величайшим обращением мусульман к Христу за всю историю».
Поместным церквям в Европе приходится уже надлежащим образом привечать на только молодежь, возвращающуюся и в католицизм через традиционалистские и харизматические общины (возникшие в двадцатом веке у протестантов и католиков, верующих, что благочестивая жизнь по Писанию вознаграждается дарами – «харизмами» – Духа Святого – исцеления, пророчества, различения духов, владения языками, чудотворения и пр.) Особое попечение церквям приходится теперь оказывать и многочисленным новообращенным мусульманам.
В 2020 году архиепархия Парижа даже учредила особую пастырскую службу «Анания» ( Ananie), дабы направлять новообращенных из ислама в приходы, соответствующие их духовным потребностям, а также помогать священникам и мирянам принимать их как можно лучше через особое обучение. Отец Рамзи Сааде (Ramzi Saadé), глава парижской службы «Анании», подсчитал, что 10-20% крестившихся на эту Пасху в столичной архиепархии пришли в церковь из ислама. «У нас нет официальных данных, а потому нет возможности дать точную оценку, однако отчеты приходов убеждают, что идет экспоненциальный рост обращений, – говорит отец Сааде в интервью The Register. – Около 50 новых христиан, воспитанных через Ананию, готовятся к крещению в этом и следующем году в Парижском архиепископстве. Я знаю еще очень многих других посвященных из ислама, которые пришли в церковь помимо меня». Этот всплеск крещений новых христиан, пришедших из ислама, является частью тенденции к резкому росту крещений молодежи 18-25 лет во Франции. При этом новые посвящения в 2024 году уже превысили 30%, в то время как в 2023 году они составляли 28%.
В неизбежных хлопотах в связи в связи неожиданным обращением, Мари-Энн и Николя столкнулись с проблемой интеграции в новые католические общины. Сеть «Анания» оказывает большую помощь в этом процессе, поскольку служит новообращенным опорой и даже проводит для них еженедельные мессы по средам, после чего проходят уроки закона Божьего и завязываются дружеские связи среди бывших мусульман. «В своем новом приходе я первое время ощущал холодок отчуждения из-за своего духовного прошлого, – признается Николя. – Хотя я француз по происхождению, мне потребовалось много времени, чтобы почувствовать себя полноценным членом общины. Мне сильно помогла в этом сеть «Анания», через нее я прижился, завел знакомства, прочные житейские и духовные связи».
Служба «Анания» возникла благодаря обращению отца Сааде к тогдашнему архиепископу Парижскому Мишелю Опети (Michel Aupetit), который внял его доводам о необходимости подготовки приходов к приему новообращенных из ислама, и дал свое благословение этому начинанию. Сам отец Сааде, уроженец Ливана, был рукоположен в 2018 году в сан священника Маронитской католической церкви, которая находится в общении с Римом, и привнес в проект свой бесценный практический опыт. Помимо трудов по приему новообращенных и направлению их в гостеприимные приходы, он также предлагает через веб-сайт сети «вадемекумы» ( пособия) для приходов о том, как надлежит встречать и сопровождать пришельцев к посвящению, а также обучающие видеоролики.
«Многие из новообращенных мусульман приходят к Христу с риском для жизни, – напоминает священник. – Некоторые бежали из своих стран, где были отвергнуты и прокляты родней. Они находятся в реальной опасности. Межрелигиозный диалог, поощряемый церковными властями в последние десятилетия, очень полезен для взаимопонимания культур и народов, однако иногда порождает конфликты, когда западные христиане провозглашают веру в исламской среде, как то им положено от Бога. Аналогично многие новые христиане исламского происхождения часто встречают недоверие и отчуждение в приходах, где их все еще считают отчасти мусульманами».
«Вот почему самое насущное для церковных иерархов сегодня — особенно в Европе, где иммиграция из мусульманских стран постоянно растет – это всячески приветствовать и согревать любовью новообращенных, – подчеркивает отец Саади. – Мы должны неустанно напоминать, что Церковь крестит каждого, кто приходит к Христу, и защищает свободу совести, особенно перед мусульманскими иерархами и общинами. Необходимо делать все возможное на уровне церкви, образования и семьи, чтобы избавить новообращенных от давления, наказаний и мести от бывших единоверцев, если они приняли Христа и пошли за Ним».
«В западной культуре принят консенсусный диалог, а он чужд восточной арабской культуре, где диалог строится на столкновении и силовой борьбе как основе конструктивного обмена мнениями, – напоминает священник. – Вот почему нам, христианам, нельзя стыдиться и сомневаться в себе, а иначе нас сомнет экспансионистский ислам, идущий на Запад. При всех недостатках и несовершенствах человеческих обществ и ситуаций, нам следует во всем уповать на Господа, ибо Он не упускает случая вмешаться и тронуть сердца, всегда вразумит и наставит».
Об этом свидетельствуют и судьбы Николя и Мари-Анны. Николя был свидетелем чуда – в канун его крещения Господь, по его молитве святой Терезе из Лизье, даровал внезапное и необъяснимое исцеление от рака его отцу, пожизненному атеисту. В результате потрясенный отец благословил сына на крещение и поддержал его на пути к вере. Более того, в Индонезии дети даже подыскали ему католическую церковь в надежде, что он сможет гостить у них и посещать службы.
Дети Мари-Энн во Франции продолжают хранить свою мусульманскую веру, и все же решились сопровождать мать в баптистерий в белых одеждах и даже посещают занятия по катехизису, чтобы лучше понять ее новую духовность и среду. «Я всегда чувствовала себя виноватой из-за того, что оторвала детей от родни, – признается Мари-Энн. – Им было очень тяжело, однако мой 14-летний сынок недавно сказал мне, что в Алжире после смерти отца я стала всем чужой. Он нашел очень мудрые слова, спрашивая меня о значении семьи, и особенно новой духовной семьи. Он осознает великую любовь и заботу, дарованную нам здесь, и понимает, что она давным-давно вышла за рамки кровных уз. Я знаю, что благодать Господня понемногу действует в их сердцах, и это сознание дает мне великое утешение и надежду с тех пор, как я вступила в новую жизнь через крещение».
*запрещенная в РФ террористическая организация