Дикастерия доктрины веры подтвердила, что для католика быть активным масоном представляет собой «тяжкий грех»
ВАТИКАН. Ватиканская дикастерия доктрины веры (DDF) в ответ на вопрос филиппинского епископа недавно подтвердила давнюю позицию Католической Церкви о том, что для католика быть активным масоном представляет собой «тяжкий грех», сообщило информационное агентство CNA.
«Активное членство в масонстве верующих запрещено», — говорится в письме, подписанном Папой Римским Франциском и префектом Дикастерии вероучения кардиналом Виктором Фернандесом.
Дикастерия направила письмо епископу Хулито Кортесу, главе епархии Думагете, который попросил Ватикан дать указания о том, как обращаться с «очень значительным» числом филиппинских католиков, зачисленных в масонство, и «большим количеством сочувствующих и единомышленников, лично убежденных в том, что нет противоречия между членством в Католической Церкви и в масонских ложах», — говорится в документе дикастерии.
Помимо подтверждения учения Церкви о масонстве, дикастерия призвала филиппинских епископов проводить катехизацию, объясняя, почему католицизм и масонство несовместимы.
Первое папское осуждение масонства исходило от Папы Римского Климента XII в 1738 году. Это заявление было изложено в папской булле Климента, озаглавленной «In Eminenti». За последние три столетия его повторяли многочисленные Папы.
В этой булле Папа Климент комментировал секретность масонских лож и «сонм тяжких наказаний», получаемых за нарушение клятвы и тайны. Документ не вдавался в многочисленные конкретные возражения против масонской практики, но приходил к выводу, основываясь на «определенных знаниях и зрелых рассуждениях», что «все благоразумные и честные люди вынесли о них одно и то же суждение как о развращенных и извращенных».
Папа Лев XIII значительно расширил учение Католической Церкви о масонстве почти 150 лет спустя в своей папской энциклике Humanum Genus 1884 года. В энциклике подробно описывается, почему масонство несовместимо с католицизмом, и масоны обвиняются в «публичном и открытом планировании разрушения святой Церкви» и приверженности доктринам, противоречащим церковному учению.
По словам Папы Льва, масонство придерживается натурализма, который, по его словам, представляет собой идею о том, что «человеческая природа и человеческий разум должны во всем быть хозяином и руководителем». Он добавляет о масонах, что «они отрицают, что Бог чему-либо научил; они не допускают никаких религиозных догм или истин, которые не могут быть поняты человеческим разумом, или какого-либо учителя, которому следует верить в силу его авторитета».
Энциклика отмечает, что масонами могут стать люди всех религий, и что религия ими «считается безразличной, и что все религии одинаковы». Энциклика отмечает, что это разрушает «все формы религии, и особенно католическую религию, которая, поскольку она является единственной истиной, не может без большой несправедливости считаться просто равной другим религиям».
Папа Лев говорит, что масоны желают секуляризировать брак как простой гражданский договор, желают, чтобы детям предоставили возможность выбирать свою собственную религию, когда они достигнут совершеннолетия, вместо того, чтобы получать надлежащее религиозное обучение, и желают, чтобы правительства отказывались признавать Бога. Он добавляет, что предлагаемая секуляризация направлена на устранение фундаментальных истин из общества.
«Если их убрать, как того хотят натуралисты и масоны, сразу же не останется знаний о том, что составляет справедливость и несправедливость, или на каком принципе основана мораль», — говорит Лев XIII. — «И, по правде говоря, учение о морали, которое единственное, что находит одобрение у секты масонов, и в котором они утверждают, что следует обучать молодежь, есть то, что они называют «гражданским», «независимым» и «свободным», а именно то, что не содержит никаких религиозных убеждений».
Масоны не считают масонство религией; они принимают в свои ряды представителей различных религий, включая ислам, иудаизм и Христианство. Тем не менее, масоны имеют алтари в своих ложах, они участвуют в тайных ритуалах и возносят молитвы общей концепции Бога, которого они часто называют «Великим Архитектором Вселенной».
Эта практика сама по себе способствует религиозному индифферентизму, но масонство очень децентрализовано и не придерживается определенного свода текстов, которые провозглашают все религии равными. Однако некоторые видные и влиятельные масоны более четко выражают поддержку индифферентизма по отношению к религии.
Альберт Пайк, который был «суверенным великим командором высшего совета южной юрисдикции Шотландского Устава масонства» в конце 1800-х годов, написал книгу под названием «Мораль и догма», которая была вручена масонам 14-й степени в этой юрисдикции. Его сочинения рисуют предполагаемые связи между различными религиями и пропагандируют индифферентизм.
«Мы не недооцениваем важность любой истины», — говорит Пайк. — «Мы не произносим ни одного слова, которое могло бы быть сочтено непочтительным человеком любой веры. Мы не говорим [мусульманину], что ему важно только верить в то, что есть только один Бог, и совершенно неважно, был ли [Мухаммед] его пророком. Мы не говорим еврею, что Мессия, которого он ожидает, родился в Вифлееме почти две тысячи лет назад; и что он еретик, потому что он не хочет так верить. И так же мало мы говорим искренним христианам, что Иисус из Назарета был всего лишь человеком, подобным нам, а его история — нереальным возрождением древней легенды».
Масонство также использовало политическое влияние по всей Европе и Америке на протяжении веков, чтобы продвигать секуляризацию общества и уменьшать влияние Католической Церкви, отмечают в Ватикане.
Например, в своей энциклике Etsi Multa 1873 года Папа Пий IX подробно описал масонские политические нападки на Церковь в Италии, Швейцарии и Германии. Он назвал масонские «обманы и махинации» формирующими «синагогу сатаны» в отношении второй и третьей глав Книги Откровения.
В энциклике затрагиваются нападки на католическое образование, в частности направленные на «подавление и упразднение» Григорианского университета в Риме. Что касается Швейцарии, в нем обсуждаются принятие антикатолических законов, вмешательство государства в церковные дела и «насильственное изгнание нашего почтенного брата Гаспара, епископа Хеврона и апостольского викария Женевы». В нем также подробно описываются «начавшиеся преследования» против католиков и подавление религиозной свободы в Германской империи, особенно в Пруссии.
«Приложите все свои усилия, чтобы защитить преданных вашей опеке верующих от ловушек и заражения этих сект», — призывает Пий духовенство. — «Верните тех, кто к несчастью присоединился к этим сектам. Особо разоблачите заблуждение тех, кого обманули, или тех, кто утверждает сейчас, что целью этих темных ассоциаций является только общественная польза, прогресс и осуществление взаимной выгоды».
Папа Пий добавляет, что эти указы касаются «не только масонских групп в Европе, но также в Америке и в других регионах мира».
В Мексике совсем недавно, в 2007 году, «Великая масонская ложа Мексиканской долины» боролась с попытками Католической Церкви получить власть над своими собственными школами и коммуникациями. Видные масоны сыграли важную роль в мексиканской революции и других латиноамериканских революциях, которые уменьшили влияние Церкви.
До 1983 года Кодекс канонического права прямо указывал, что, если католик присоединяется к масонам, этот человек подвергается автоматическому отлучению от Церкви, которое может быть отменено только Святым Престолом. Это относилось не только к масонам, но и к любой группе, которая участвует в заговорах против Католической Церкви.
«Те, кто дает свое имя масонским сектам или другим ассоциациям такого рода, которые плетут козни против Церкви или законных гражданских властей, этим фактом заключают отлучение от Церкви, которое просто остается за Апостольским Престолом», — гласит канон 2335 Кодекса канонического права 1917 года.
В редакции Кодекса канонического права 1983 года было исключено конкретное упоминание масонства и отменено наказание в виде автоматического отлучения от Церкви, но сохранен запрет на присоединение к любым группам, которые «замышляют заговор против Церкви».
«Человек, вступающий в объединение, замышляющее заговор против Церкви, подлежит справедливому наказанию; тот, кто выдвигается или занимает должность в таком объединении, подлежит наказанию интердиктом», — гласит канон 1374 действующего Кодекса канонического права.
Хотя в новом каноне масоны прямо не упоминались, Конгрегация доктрины веры в том же году опубликовала декларацию о масонстве, разъясняя, что, несмотря на изменение формулировки, не произошло никаких изменений в оппозиции Католической Церкви масонству, и что вступление в любую масонскую ассоциацию по-прежнему является «тяжким грехом, препятствующим Причастию».
«Поэтому негативное суждение Церкви в отношении масонских объединений остается неизменным, поскольку их принципы всегда считались несовместимыми с учением Церкви и поэтому членство в них остается запрещенным», — говорится в документе. — «Верующие, вступающие в масонские объединения, находятся в состоянии тяжкого греха и не могут причащаться».