Волна миграции последних лет привела к росту в странах Европы числа выходцев из традиционно мусульманских стран. При этом социологические наблюдения показывают, что после знакомства с местной культурой и религией многие мигранты принимают решение перейти из ислама в христианство.
Так, например, в последнее время в Финляндии перешли в христианство сотни мигрантов из Афганистана, Ирана и Ирака. Об этом сообщает национальный финский телевизионный канал Yle.
Многие выходцы из этих стран стали самостоятельно посещать церковные службы, а затем обращаться к духовенству с просьбами о крещении.
Для удовлетворения запросов мигрантов государственная церковь Финляндии — Евангелическая лютеранская церковь создала специальные катехизические курсы. Занятия на них ведут лютеранские пасторы, которым помогают переводчики на язык дари. В частности, такие занятия регулярно проводит Веза Юлин (Vesa Julin), пастор церкви к северо-востоку от Хельсинки.
Некоторые мигранты выражают надежду на то, что обращение в христианство поможет им ассимилироваться в финском обществе. Но большинство из них утверждают, что их приверженность христианству проистекает из недовольства исламом.
«Они понимают, что в Финляндии существуют разные правила, и к людям следует относиться с уважением», — прокомментировал эту ситуацию Лаури Перлаля (Lauri Perälä), глава приемного центра «Иматра».
«Я еще не крестился, но с нетерпением жду этого, и я уверен, что буду хорошим христианином», — приводит издание слова Алирезы Хусайни (Aliraza Hussaini), выходца из Ирана.
Ситуация в Финляндии отражает тенденцию, развивающуюся в других странах Европы. Наблюдатели отмечают, что новые прихожане из числа обратившихся в христианство из ислама вдохнули жизнь во многие умирающие приходы.
Германия, которая признала более миллиона мусульманских мигрантов с 2015 года, сообщила о небольшой, но растущей волне обращений в христианство.
В прошлом году в Берлине и Гамбурге состоялись массовые крещения мусульман. Их проводили в муниципальных бассейнах. «Мотив перемены веры для многих один и тот же. Они разочарованы исламом», — цитирует издание слова Альберта Бабаяна (Albert Babajan), пастора сиро-персидской церкви «Альфа и Омега» в Гамбурге.
С 2014 года приход лютеранской церкви Святой Троицы в Берлине вырос примерно со 150-ти прихожан до более 700 человек, причем большинство новообращенных — это бывшие мусульмане. Некоторые из них впервые встретились с христианством в Германии, других христианская вера привлекла после того как они ближе познакомились с жизнью христиан в их родных странах.
«В иранцах и афганцах наблюдается массовое пробуждение христианства, — свидетельствует пастор Троицкой церкви Готфрид Мартенс (Gottfried Martens). — Это остается абсолютно непонятным для немецких атеистов».
В течение 2015 года о. Мартенс крестил по меньшей мере 150 иранцев и афганцев.
«Одно можно сказать наверняка: храм трещит по швам по воскресеньям. На данный момент в нашей общине 600 иранцев и афганцев. 150 я крестил только в этом году. И каждую неделю приходят новые беженцы и становятся нашими прихожанами. Сейчас мы строим новый приходской зал позади церкви», — рассказал он в интервью для немецкого издания “Die Welt”.
Источники в Лютеранской церкви Германии подтверждают, что за последнее время увеличилось число беженцев, изъявляющих желание перейти из ислама в христианство.
При этом церковные лидеры, свидетельствуя о наличии этой тенденции, отмечают, что явление не приобрело массовых масштабов. Рассказывая о росте числа обращенных беженцев-мусульман в стране, они предпочитают говорить о «заметном», но не «огромном» увеличении количества крещений среди последователей ислама.
Не все немецкие священники одинаково уверены в том, что на решение беженцев-мусульман принять крещение повлияло лишь их знакомство с европейским христианством.
Так, например, International Business Times со ссылкой на AFP приводило слова настоятеля одного из берлинских приходов Свободной евангелической церкви Германии, пастора Маттиаса Линке (Matthias Linke), который полагает, что у священников нет никаких способов проверить искренность потенциальных новообращенных и гарантировать, что их желание креститься связано исключительно с религиозной жизнью, а не со страхом быть высланными из страны.
С этой точки зрения, отметил пастор, у многих мусульман боязнь высылки на родину пересиливает страх возмездия за отказ от ислама.
В Австрии в течение первого квартала 2016 года католическая церковь получила 300 заявлений на крещение для взрослых, причем почти три четверти заявителей — это обращенные из ислама.
В ответ на волну подобных обращений Австрийская епископская конференция издала новые руководящие принципы для священников, призывая их опасаться мигрантов, которые стремятся к крещению ради получения вида на жительство или прочих выгод. Сегодня в Австрии любой, кто просит присоединить его к Церкви, должен сначала завершить годичный период подготовки, после чего результаты его обучения будут оценены представителями Церкви.
«Должна присутствовать заметная заинтересованность в вере, которая простирается за пределы просто желания получить [официальную] бумагу, — подчеркнула Фридерике Достал (Friederike Dostal), представитель католической архиепархии Вены. — Нам не нужны формальные христиане. Должна быть возможность засвидетельствовать процесс внутренних перемен в людях».
При этом она отметила, что девять из десяти подавших заявление успешно заканчивают курс подготовки и принимают крещение.