rublev.com (31.08.2017)
26 августа в горах ливанской области Кесруан завершился монтаж памятника преподобному Шарбелю Махлуфу — монаху-марониту, канонизированному Католической церковью.
Об этом сообщает информационное агентство Fides.
Высота скульптурного изображения святого Шарбеля составляет 27 метров, а вес — 40 тонн. Работы по установке статуи заняли почти неделю. По информации Fides, работа над скульптурой пока не завершена. Автором изваяния стал ливанский скульптор Наиф Альван.
Планируется, что церемония освящения нового памятника состоится 14 сентября — в день, когда христиане-марониты будут отмечать праздник Воздвижения Креста Господня.
Местом установки монумента было выбрана Фарайя — селение, расположенное в регионе, населенном преимущественно христианами-маронитами.
Святой Шарбель (в миру — Иосиф Махлуф) родился в 1828 году в ливанском селении Бекаа-Кафра в бедной крестьянской семье. В 23 года поступил в монастырь святого Марона в Аннайе.
Через два года, в 1853 году Иосиф Махлуф принял монашеский постриг в честь святого Шарбеля (Сарвила) — антиохийского мученика II века. В 1859 году его рукоположили в священный сан, а с 1875 года подвижник удалился из монастыря и вел жизнь пустынножителя.
Еще при жизни отца Шарбеля стали почитать как святого. Верующие часто обращались к нему за советом и благословением. Отшельник отличался большой преданностью таинству Евхаристии и строгостью монашеской аскезы.
24 декабря 1898 года, в канун Рождества о. Шарбель скончался. Через несколько месяцев после его похорон на монастырском кладбище над могилой стали видеть свечение. Тело, из которого выделялись пот и кровь, переместили в специальную гробницу, которая стала местом многочисленных паломничеств.
В 1925 году Папа Пий XI разрешил начать процесс о беатификации о. Шарбеля. В 1927 и 1950 годах его мощи мироточили, ему приписывается ряд чудесных исцелений. Беатификацию (1965) и канонизацию (1977) совершил Папа Павел VI. День литургической памяти святого Шарбеля — 24 июля; кроме того, с 1993 года 22 числа каждого месяца в монастыре Аннайя совершаются публичные богослужения в его честь.
Марониты — сторонники маронитской церкви, отделившейся от ортодоксального христианства во времена Византийской империи. Маронитская церковь состоит в унии с Римской католической церковью. Марониты этнически являются сирийцами-христианами, принадлежащими к секте св. Маруна (Марона), отшельника и проповедника, жившего в Сирии в III веке нашей эры.
О раннем периоде развития этой общины известно мало. О самом Маруне известно только благодаря свидетельству Феодорита, епископа города Кирра. Феодорит писал, что на вершине горы близ Кирра, прямо под открытым небом поселился отшельник Марун, изнурявший себя постами, лечивший страждущих, сажавший деревья и освятивший церковь на месте языческого храма.
После смерти почитаемого подвижника его скит превратился в огромный монастырь, вмещавший не менее 800 человек. С VI века монастырь, обладавший обширной библиотекой, становится крупным центром духовной и культурной жизни Северной Сирии. Он стал оплотом халкидонитов, откуда велась полемика с сирийскими монофизитами-яковитами.
По своим догматическим взглядам марониты до принятия унии c Римом принадлежали к монофелитизму, согласно которому Христос имеет единую простую волю, хотя в Нем признаются две природы: божественная и человеческая. В 680—681 гг. на Константинопольском вселенском соборе монофелитство было осуждено как ересь.
Сирия в то время являлась частью Византии, и византийские императоры вскоре стали преследовать появившуюся в монастыре и в школе новую ересь, становившуюся все более популярной. На рубеже VII—VIII вв. император Юстиниан II разрушил маронитский монастырь. Однако марониты оказывали сильное вооруженное сопротивление и не раз одерживали победы над императорскими войсками.
В Ливане марониты ассимилировались среди местного населения. Их влияние усилилось настолько, что позднее они смогли дать отпор не только арабским завоевателям, но и распространить свои владения от Антиохии до Иерусалима.
На этом историческом этапе община окончательно потеряла связь с Константинопольской патриархией: в 687 году был избран собственный патриарх Юханна Марун (ум. около 707).
С приходом крестоносцев в конце XI века община вновь активизировалась и вышла на политическую арену.
Марониты поддержали крестоносцев, многие из них даже сражались в рядах войск французского короля Людовика Святого. Часть европейцев ассимилировалась с маронитским населением, и даже после ухода большинства крестоносцев из Сирии в конце XIII века часть семей осталось в Ливане. Тем самым марониты упрочили свои отношения с Европой, в особенности с Францией, которая потом будет покровительствовать им на протяжении всей дальнейшей истории. Слились с маронитами и несториане.
В конце XII века началось сближение маронитской церкви и Рима. В 1580 г. Папа Григорий XIII основал в Риме специальную духовную семинарию для маронитского духовенства.
Процесс сближения занял несколько столетий: лишь в XVIII веке маронитские иерархи признали унию с Ватиканом и подчинились авторитету Папы Римского.
Несмотря на значительное сближение с католичеством, культ и обряды маронитской церкви сохраняют много архаических христианских установлений и обычаев, во многом схожих с обрядами древних сирийских христианских общин. Литургическим языком считается арамейский, но наряду с ним в богослужении используется и арабский. Часть храмов использует заимствованный у несториан восточно-сирийский обряд.
В течение XVIII в. маронитская церковь превратилась в крупнейшего собственника земли в Ливане. До сих пор маронитские монастыри владеют обширными землями в этой ближневосточной стране. Многие марониты на протяжении веков были крупными феодалами, поэтому среди них образовался слой зажиточных и богатых кланов, многие из которых ведут свою историю со времен крестовых походов. Однако исторически большинство маронитов были простыми крестьянами.
Под влиянием маронитской христианской общины еще во времена турецкого господства Ливан стал сильно отличаться от других арабских стран уровнем вестернизации и проявлением демократических тенденций.
Сейчас маронитская церковь является крупнейшей христианской общиной в Ливане, играет важную роль в политической жизни страны через представительство маронитов в парламенте, а также обладает собственными средствами массовой информации, школами и другими организациями.
Нынешний президент Ливана Мишель Наим Аун — маронит по вероисповеданию, родившийся в глубоко религиозной семье и получивший образование в католических школах.