В Русской православной церкви назвали актуальной, но сложной задачей сбор документов о русских храмах Стамбула, что в перспективе позволило бы их вернуть.
В среду глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов заявил о необходимости возвращения РФ находящихся в Стамбуле православных храмов, которые исторически принадлежали России. “Надо подготовить всю документальную базу, чтобы вернуть их”, – заявил он на пресс-конференции.
В свою очередь замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов отметил, что “разобраться в этом русском историческом наследстве и постараться собрать полную документальную базу – актуальная задача, но она потребует сложной, трудоемкой работы”.
В интервью “Интерфаксу” священник рассказал, что в начале ХХ века в Константинополе (Стамбуле) и его окрестностях действовало семь русских храмов, но не все они сохранились. Ныне в ведении Русской православной церкви находится храм Константина и Елены в Бююк-дере, при прежнем “летнем посольстве” Российской империи. Сейчас это дача генконсульства России. Храм же при основном здании российского посольства (ныне генконсульства) в Пере не сохранился.
Три храма имеются при подворьях русских афонских монастырей – Пантелеимоновском, Андреевском, Ильинском. Они расположены на верхних этажах жилых домов. Некоторые из них в последние годы находились под угрозой продажи соответствующих зданий с упразднением храма. “Хорошо, что храмы удалось отстоять, но отношения собственности там очень запутанные, поскольку церкви в Турции не имеют прав юридического лица”, – отметил представитель синодального отдела.
В квартале Харбие действовал русский Никольский больничный храм. Георгиевский храм-памятник был воздвигнут в Сан-Стефано. В его крипте покоились останки 20 тысяч русских воинов, погибших в войне 1877-1878 годов. В 1916 году турки взорвали этот храм.
В 1920-1924 годах русские храмы входили в русский Константинопольский церковный округ, который управлялся архиереями-беженцами из Советской России. В тот период в городе и предместьях действовало 27 русских храмов, значительная часть их – во временных помещениях, обустроенных многочисленными тогда русскими беженцами, в том числе в беженских лагерях.