Студенты-мусульмане заявили, что Эрика Лопес Пратер оскорбила их религиозные чувства.
ВАШИНГТОН. Эрика Лопес Пратер, адъюнкт-профессор Университета Хэмлайн в Сент-Поле, штат Миннесота, потеряла работу после того, как показала своему классу средневековые картины, изображающие пророка Мухаммеда, основателя исламской религии, сообщает Тhe Аrt Newspaper.
Решение руководства университета не продлевать контракт профессора на текущий семестр вызвало дебаты о свободе слова. На Change.org в поддержку профессора была размещена петиция, подписанная не менее чем 2500 учеными и студентами, изучающими исламоведение и историю искусства. Руководство университета также подверглось осуждению со стороны PEN America, где заявили о «вопиющем нарушении» академической свободы.
Хотя об этом прямо не говорится в Коране, многие мусульмане считают идолопоклонством показывать лицо Мухаммеда. Вместо этого большинство мечетей украшены геометрическими узорами и каллиграфией с отрывками из Корана. Исламское фигуративное искусство – большая редкость.
Но среди некоторых направлений ислама все же существует традиция изображать Мухаммеда, часто в миниатюре. Особенно это характерно для Персии, Турции и Индии. Примеры подобного рода изображений можно найти в коллекциях таких музеев, как Лувр, Метрополитен-музей и Музей азиатского искусства в Сан-Франциско. Подборка таких работ, показанных студентов, стоила профессору работы.
Сообщается, что Эрика Лопес Пратер показывала изображения во время онлайн-лекции 6 октября 2022 года. Перед показом произведений искусства было сделано двухминутное предупреждение о содержании работ, чтобы студенты могли отказаться от просмотра потенциально оскорбительных изображений, если они считают, что это противоречит их вере.
«Я показываю вам это изображение не просто так», — сказала Пратер, прежде чем продемонстрировать слайд, сообщает студенческая газета университета Oracle. — «Существует распространенное мнение, что ислам полностью запрещает любые образные изображения или любые изображения святых персонажей. Хотя многие исламские культуры решительно осуждают эту практику, я хотела бы напомнить вам, что не существует единой исламской культуры».
Одно из произведений искусства представляло собой миниатюру с изображением Архангела Гавриила, передающего свои откровения Мухаммеду, из рукописи XIV века Рашида ад-Дина, называемой «Свод хроник». Другое произведение Мустафы ибн Вали XVI века изображало пророка Мухаммеда с вуалью и ореолом.
Арам Ведаталла, студент университета Хэмлайн и президент университетской ассоциации студентов-мусульман, впоследствии пожаловался на профессора. Пратер извинилась по электронной почте, но Ведаталла поднял этот вопрос перед администрацией университета, утверждая, что урок был неуважительным по отношению к студентам-мусульманам. В ответ декан направил студентам электронное письмо, в котором осудил инцидент как «несомненно невнимательный, неуважительный и исламофобский».
6 декабря в Oracle были опубликованы две статьи об этом инциденте. Одна из них — новостной репортаж, в котором заместитель вице-президента университета Дэвид Эверетт сказал, что «было решено, что лучше, если этот преподаватель больше не будет частью Сообщество Хэмлайн».
«Моя точка зрения и действия были прискорбно искажены, мои возможности для надлежащей правовой процедуры были сорваны, а электронное обвинение всех сотрудников доктора Эверетта в том, что в моем классе 6 октября имели место «несомненно… исламофобские» действия, были неправильно применены», — сказала Пратер в интервью студенческой газете.
Другой статьей в Oracle было письмо редактору от Марка Берксона, заведующего кафедрой религии университета Хэмлайн и профессора азиатских религий, ислама и сравнительного религиоведения.
«В контексте урока истории искусства демонстрация исламского изображения пророка Мухаммеда, картины, которая была написана в честь Мухаммеда и изображает важный исторический момент, не является примером исламофобии», — написал Берксон. — «Такое обозначение не только неточно, но и отвлекает наше внимание от реальных примеров фанатизма и ненависти».
Однако редакция Oracle удалила статью со своего сайта всего через два дня после публикации. Текст Берксона в настоящее время доступен в журнале Reason вместе с обоими электронными письмами администраторов университетскому сообществу.
«Люди нашего сообщества заявили, что опубликованное нами письмо причинило им вред», — написали редакторы Oracle, объясняя свое решение. — «Наше издание не будет участвовать в беседах, где человек должен отстаивать свой жизненный опыт и травму как темы для обсуждения или дебатов».
На следующий день было отправлено второе общеуниверситетское электронное письмо от Эверетта и президента университета Фейниз Миллер. В нем говорилось, что «уважение к практикующим мусульманам-студентам в этом классе должно было преобладать над академической свободой».
«Отображение изображения Мухаммеда также может быть глубоко оскорбительным для некоторых, но поскольку оно имело педагогическое отношение к рассматриваемому курсу, оно защищено основными принципами академической свободы», — заявила Сабрина Конза, программный сотрудник Фонда прав личности (FIRE), ответив Миллер открытым письмом, в котором выражается обеспокоенность организации по поводу инцидента и содержится призыв к восстановлению Пратер в должности.
«Эти изображения являются частью исламской художественной традиции, и нам очень важно их ценить и изучать. Это то, чем занимаются искусствоведы», — сообщил Марк Берксон. — «Если конкретные студенты не хотят на это смотреть, это их важное право. Я думаю, у нас должен быть протокол, гарантирующий, что ни один ученик не нарушит религиозные запреты. Но такой запрет не может быть наложен на всех остальных».
10 ноября в университете Хэмлайн было проведено совещание с участием 33 человек по поводу инцидента, на котором присутствовали Эверетт и другие администраторы, такие как декан, исполняющий обязанности ректора, заместитель директора программ социальной справедливости и университетский капеллан, а также ряд студентов.
Сообщается, что для решения проблем мусульманского сообщества университета Хэмлайн руководство учебного заведения пригласило Джайлани Хусейна, исполнительного директора миннесотского отделения Совета по американо-исламским отношениям, чтобы провести в беседу об исламофобии.
«Многие студенты-мусульмане в кампусе, услышав об этом инциденте, затронули эту тему. Это повлияло на их оценки, повлияло на окончание семестра. Они явно были ранены. В то же время они высоко оценивают правильность действий учреждения», — сказал Хуссейн в интервью Twin Cities Pioneer Press в прошлом месяце. — «Для нас, мусульман, это богохульство».
Новость об увольнении профессора была впервые опубликована за пределами университета в журнале New Lines Magazine Кристианой Грубер, историком искусства, специализирующейся на изображениях Мухаммеда.
«Администраторы Hamline назвали этот корпус исламских изображений Мухаммеда вместе с их учением ненавистными, нетерпимыми и исламофобскими. И все же визуальные доказательства показывают обратное: почти все без исключения изображения были сделаны мусульманскими художниками для мусульманских покровителей в знак уважения и превознесения Мухаммеда и Корана», — написала Грубер.
«Путем смешения или путаницы Хэмлайн отдает предпочтение ультраконсервативному мусульманскому взгляду на этот предмет, который совпадает с вековым западным клише о том, что мусульманам запрещено просматривать изображения пророка», — добавила Грубер, отметив, что это «затыкает рот всем другим голосам, потенциально подвергая опасности редкие и ценные произведения исламского искусства».
«Если эти отчеты верны, университет Хэмлайн совершил одно из самых вопиющих нарушений академической свободы за последнее время», — заявил Джереми Янг, старший менеджер по свободе слова и образованию PEN America.
«Профессор истории искусств не только имеет полное право показывать в классе исламские произведения искусства средневековья и эпохи Возрождения, — добавил он, — но и, по-видимому, профессор позаботился о том, чтобы создать положительный педагогический опыт для студентов, поместив изображения в исторический контекст, позволяя учащимся отказаться от их просмотра и вдумчиво изучать историю и разнообразие исламского искусства и мысли».
Альянс академической свободы также опубликовал письмо в поддержку Пратер, призывающее к ее немедленному восстановлению в должности.
«Если профессор истории искусства не может показать студентам колледжа значимые произведения искусства из опасения, что обиженные студенты или члены сообщества могут уволить этого профессора за это, то в этом учреждении просто нет серьезной приверженности академической свободе и никаких серьезных обязательств перед высшим образованием», — написал Кит Уиттингтон, член академического комитета альянса и профессор политологии Принстонского университета.
Тем не менее, в еще одном письме сообществу университета Hamline от 31 декабря президент университета продолжала защищать решение не продлевать контракт Пратер. «Было важно, чтобы наши ученики-мусульмане, а также все остальные ученики чувствовали себя в безопасности, получали поддержку и уважение как в наших классах, так и за их пределами», — написала Миллер.
В ответ FIRE 4 января подала жалобу в Высшую комиссию по обучению с просьбой привлечь университет к ответственности за нарушение стандартов аккредитации в отношении академической свободы.
«Мы дали Hamline достаточно времени, чтобы изменить курс, но ясно, что они не планируют выполнять свои обещания в отношении академической свободы», — заявил юрист FIRE Алекс Мори, написавший жалобу.
«Hamline не имеет права увольнять преподавателя истории искусств за преподавание истории искусств», — добавила Сабрина Конза. — «Hamline явно не понимает, что означает академическая свобода, хотя прямо обещает преподавателям соблюдать это основное право».