В Туркменистане начался второй этап «зачистки» страны от последователей идей Фетхуллаха Гюлена, представителя турецкой оппозиции. Ведутся задержания выпускников и преподавателей туркмено-турецких лицеев, а так же лиц, получивших высшее образование в Турции по подозрению в «связях с террористами» и распространении экстремистских идей. Таким образом, вероятнее всего, республика надеется обезопасить себя от возможных революционных настроений на волне недовольства людей при подготовке к проведению Азиады.
Как и во всех республиках ЦА после распада СССР, в Туркмении тоже появились турецкие общеобразовательные учреждения, спонсируемые религиозно-политическим движением «Нурджулар», которое признано экстремистским как в самой Турции, так и в ряде стран мира. С 1992 года было открыто 15 школ, Международный туркмено-турецкий университет, а так же образовательный центр «Башкент». С 2012 по 2014 год в связи с усилением влияния «Нурджулар» и увеличением угрозы для безопасности были закрыты и школы, и учебный центр. Однако туркменские правоохранители тщательно следят как за школами, которые были перепрофилированы из турецких, и их преподавательским составом, так и за их выпускниками. А после попытки государственного переворота летом 2016 года в Турции сторонниками оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, который является одним из идеологов «Нурджулар» и создателем еще более экстремистского ответвления организации – «Хизмет», основанной на воцарении пантюркизма и умеренно агрессивной по отношению к другим религиям версии ислама, со стороны Турции последовала просьба к странам-союзникам принять меры к организациям Гюлена. Тогда в Туркмении был закрыт Международный туркмено-турецкий университет, а на его базе возник Университет инженерных технологий Туркменистана имени Огуз хана. А в октябре 2016 года началась серия арестов, приведшая к громким судебным процесса. На скамье подсудимых оказались порядка 150 человек – преподавателей и бывших выпускников учебных иностранных заведений под патронатом экстремистов, однако часть из них была оправдана. Оставшиеся под судом на закрытых судебных процессах получили большие сроки, в частности, 18 человек, среди которых были и крупные бизнесмены Довлет Атаев и Ресул Атагелдыев, получили по 25 лет тюремного заключения. Следствие велось с нарушениями, многие обвиняемые были под пытками и получили тяжкие телесные повреждения, поэтому независимые эксперты признали приговор нарушением туркменского судебно-процессуального кодекс и других законов страны, однако изменен он не был.
Сейчас же по информации «Азатлыка», по Лебапскому велаяту проводятся рейды, арестованы более 50 человек, имевших в прошлом отношение к турецким образовательным учреждениям, проживавших в городах Астана Баба, Туркменабат и Атамырат.
Отметим, что практически все страны ЦА отказались от учреждений под патронатом Гюлена. Исключение составляют две страны, отношения у которых после этого с официальной Анкарой усложнились. Казахстан, где президент Назарбаев принял решение оставить все учебные «подозрительные заведения», проведя в них проверки. И Киргизия, президент которой Алмазбек Атамбаев отказался закрывать ряд образовательных учреждений, культурных и благотворительных фондов, которые привязывают к деятельности движения Гюлена. Наиболее известный их представитель-образовательная сеть «Себат». В апреле 2017 года она была зарегистрирована в КР как местная, и стала называться «Сапат». Однако турецкая сторона надеется на закрытие сети, и предлагает Киргизии открыть иную сеть образовательных учреждений с помощью государственного образовательного фонда Турции «Маариф».