Отношение древних египтян к религии было на удивление толерантным, пишет немецкий Der Spiegel. Египтологи рассказали автору статьи об особенностях древнеегипетских верований и о том, почему Осирис и Гор пережили греков и римлян, но быстро пали под натиском христианства.
В последний момент богу солнца удалось не допустить, чтобы его дочь убила всех людей. Так считали египтяне. Их отношение к религии по сегодняшним меркам было удивительно толерантным
огда в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, фараона нашла забальзамированным и захороненным в нескольких гробах, закрытых в каменном саркофаге и четырех позолоченных коробах. Они не только защищали тело скончавшегося 3300 лет назад правителя, но и отображали религиозный мир того времени. Согласно иероглифам на левой внутренней стороне и задней стенке самого большого гроба, ранее миром правил бог солнца Ра. Тогда земля и небо еще не были разделены. Люди и боги жили вместе. Но верховный бог состарился, и его слабость пробудила жадность людей: кости его состояли из ценного серебра, члены — из золота, а волосы — из лазурита.
Когда Ра понял, что его собственные порождения хотят на него напасть, он приказал своей дочери расправиться с предателями. Она впала в такую жажду крови, что превратилась в богиню с головой львицы Сехмет и грозила поглотить все человечество.
Тогда Ра пожалел о том, что натравил дочь на человечество, и решил прибегнуть к хитрости. Он приказал смешать 7000 сосудов пива с красной охрой, чтобы они выглядели как кровь, и расплескал их по миру, так что земля покрылись слоем толщиной в три ладони. Сехмет жадно пила пиво, которое приняла за кровь, и опьянела. Одурманенная, она вернулась к отцу, и не могла уже даже узнавать людей, не говоря уже об убийствах.
Так бог Ра спас свои создания, которые посягали на его жизнь. Но ему этого было довольно. На спине небесной коровы Нут он поднялся обратно в небо и взял с собой всех богов. С этого момента Ра ездил на золотой колеснице, как солнце, днем — по небу, а ночью — по подземному царству.
Люди остались одни на земле.
Для древнеегипетской религии «миф небесной коровы» означал переломный момент, напоминающий изгнание из рая в христианстве. Но, в отличие от Адама и Евы, бог все же не изгнал древних египтян из рая, а сам ушел в изгнание.
Иероглифы на гробнице Тутанхамона, скончавшегося в 1324 году до н.э. совсем молодым, — древнейшее повествование об этом мифе. Однако можно с уверенностью сказать, что сам миф намного старше. В нем рассказывается не только о начале дня и ночи, но и о том, как получилось, что боги покинули мир. Главным обещанием древнеегипетской религии на протяжении тысячелетий было новое сближение с ними. Отсюда же и стремление к бессмертию: только по ту сторону могли снова объединиться миры богов и людей.
За то, что мы сегодня так много знаем о тогдашних религиозных представлениях, следует благодарить исследователей, которые расшифровали египетское письмо. Одни только тексты иероглифов позднеегипетского храма содержат свыше 15 тысяч страниц, оценивает египтолог из Тюбингена Кристиан Ляйтц.
При этом для экономии места в надписях зачастую отображаются только ключевые слова мифов. Подробные версии древние египтяне писали на папирусе.
Перевод этих текстов — трудоемкий труд. Многие состоят преимущественно из личных местоимений. «Например: он говорит с ним о ней», — рассказывает Ляйтц. Большая часть работы заключается в том, чтобы выяснить, что вообще имелось в виду. И одного перевода мало: решающую роль играет трактовка. Именно религиозные тексты содержат отсылки, которые спустя тысячелетия не так просто сразу понять. На расшифровку одного папируса могут уйти годы.
Поэтому египтологам, по словам Ляйтца, предстоит еще много работы: по крайней мере половина обнаруженных религиозных текстов еще не расшифрованы, многие еще даже не переведены.
В известных документах говорится о сложном мире богов, который постоянно менялся в ходе более чем 3000-летней истории. Есть боги, которые отвечают только за определенные задачи или почитаются только в одном месте. Другие сливаются с другими божествами, появляются в разных обликах или со временем забываются. Словарь по теме египетских богов содержит более 50 тысяч записей.
Несмотря на множество божеств, исследователи исходят из того, что в древнеегипетской религии было нечто монотеистическое. «Если понимать бога как существо, которое с самого начала стоит над всем, древние египтяне знают только одного бога — бога-творца, у которого может быть несколько имен», — объясняет Оливия Цорн, заместитель директора Музея Египта в Берлине.
«Нужно рассматривать отдельных богов как единство», — отмечает и египтолог Ян Ассман, автор ряда основополагающих книг о древнеегипетской религии. Как аватары божества символизируют одного бога в разных ипостасях. Египтолог Цорн сравнивает их со святыми в христианстве. Атум, например, символизирует состарившегося, усталого бога-творца.
Задачей древнеегипетской религии было не только давать объяснение миру — она в большой степени способствовала укреплению власти фараона.
Легитимация его господства основана на убийствах среди божественных братьев и сестер: бог пустыни Сет из ревности убил своего брата Осириса, властвовавшего в Египте. Затем он расчленил тело и бросил его в Нил. Сестре и супруге Осириса Исиде удалось найти и собрать по частям Осириса и зачать от него ребенка — Гора. Когда он вырос, то восстал против Сета и в конце концов вернул господство над Египтом. Его отец Осирис правил с того времени подземным миром.
Фараоны продолжили эту божественную династию. Гор был царем, Осирис — его предшественником. Египтяне нового царства (1550-1070 до н.э.) даже верили в то, что фараон — одновременно человек и бог, рожденный от земной матери и небесного отца.
Даже во времена смуты царь мог ссылаться на то, что он единственный, кто напрямую общается с богами. «Это обеспечивало успех 3000 лет царства», — говорит египтолог Цорн. Чтобы его подданные не забывали, насколько близок фараон к богам, по всей стране на виду были рисунки и статуи, изображавшие их вместе. Властитель передавал на попечение жрецов бесчисленные храмы, которые считались местом жительства богов на земле.
В святилище каждого храма в гробнице находилась божественная статуя, к которой имели доступ только жрецы и фараон. Этот идол символизировал божество, которому был посвящен храм. Жрецы неустанно ухаживали за статуей, мыли ее, одевали, натирали маслом.
Когда статуи богов покидали храмы, их сопровождала торжественная процессия из жрецов и танцоров, участвовал зачастую и фараон. Простые египтяне также присутствовали на церемонии. «Для них праздники, которые проходили примерно раз в месяц, означали свободное время», — говорит Цорн. Некоторые длились несколько дней или недель. Система была гениальной: религия сплачивала государство, укрепляя господство царя, создавая общую идентичность, а также выполняла развлекательную функцию.
Даже растущее влияние греков, а позднее и римлян, которые почитали собственных богов, поначалу не могло разрушить древнеегипетскую религию. «Для египтян новые боги не представляли угрозу, — говорит Цорн. — Им никогда не пришла бы в голову мысль заняться миссионерской деятельностью, они принимали новых богов как новые воплощения бога-творца».
Вот почему древнеегипетская религия так долго просуществовала: она подстраивалась под новые политические реалии.
Толерантность закончилась с христианизацией Египта в IV веке. Христиане знали только одного бога. Они разрушили статуи, опустошили храмы, а значит, и жилища богов на земле. Последним был храм Исиды в Филе на юге Египта, который был закрыт в 535 году. Жрецов схватили.
Так древнеегипетские боги покинули мир во второй раз, теперь навсегда. Люди их выгнали.