“Ближний Восток никогда не перестанет нас удивлять способностью создавать (конечно, с решающей помощью внешних игроков) все новые конфликты, все новые кризисы, – пишет дипломат, журналист и писатель Роберто Тоскано в итальянской La Repubblica. – На этот раз четыре арабские страны (Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн) разорвали отношения с Катаром – решение, которое, в отличие от того, что происходило во время предыдущих межарабских кризисов, не ограничивается лишь формальным, дипломатическим измерением, но влечет за собой немедленную блокировку границ, экономических отношений и контактов”.
По словам автора, мотивация Саудовской Аравии, которая выступила инициатором решения, настолько же категорична, насколько проблематична с точки зрения правдоподобия. Согласно обвинениям саудитов, Катар повинен в “поддержке различных террористических и религиозных групп, которые нацелены на дестабилизацию региона”, а именно, “Хизбаллы”, ИГИЛ* и “Братьев-мусульман”*, а также в оказании поддержки “террористической деятельности групп, связанных с Ираном”, говорится в статье.
Журналист предлагает абстрагироваться от абсурдных моментов и противоречий в озвученных обвинениях и проанализировать подлинные причины, стоящие за удивительным решением Саудовской Аравии. “Самая первая причина – это новый старт тотального наступления против Ирана, что является абсолютным приоритетом Саудовской Аравии, и ныне находит поощрение у Дональда Трампа, – говорится в статье. – Утверждать, что Катар сделался союзником Ирана, – это перебор, но эмир Аль Тани действительно подал непротиворечивые сигналы о нежелании стремиться к столкновению и разрыву с Ираном: Катар имеет общие с Ираном конкретные интересы, прежде всего в области разработки огромных месторождений газа в Персидском заливе”.
“Обвинение, которое хорошо подкреплено фактами, касается открытой поддержки Катаром “Хамаса” и “Братьев-мусульман”*, чьей палестинской версией является “Хамас”. Кроме Трампа и короля Саудовской Аравии, среди поддерживающих святящуюся сферу, символ единства намерений (необычная картина, достойная фильма фэнтези), был и третий человек – президент Египта Ас-Сиси”, – пишет автор статьи о фотографии Трампа и двух арабских лидеров у светящегося глобуса во время визита президента США в Эр-Рияд.
“Саудовская Аравия, которая сегодня, возможно, больше, чем американцы, поддерживает Египет и его экономику, находящуюся в бедственном положении, видимо, решила сделать ценный подарок генералу-президенту, который опасается, что “Братья-мусульмане”*, пусть ныне поверженные, могут угрожать его власти”, – говорится далее.
Другой подлинной причиной, по словам Тоскано, является глубокая неприязнь к каналу Al Jazeera, вещающему из Катара и выживающему лишь благодаря этой государству: другие арабские страны считают докучливыми и потенциально подрывными его расследования и критику.
“Конечно же, Саудовская Аравия почувствовала, что ей дозволено ужесточить конфронтацию с Катаром, благодаря теплому визиту Трампа, но сомнительно, что американцы испытывают энтузиазм по поводу такого радикального раскола внутри Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и кризиса в отношениях со страной, на чьей территории находится главная американская база на Ближнем Востоке, “Аль-Удейд”, – отмечает автор.
“Наконец, не нужно забывать, что Катар на международной финансовой сцене – игрок отнюдь не второго плана: он имеет большие инвестиции во множестве стран”, – добавляет Тоскано. “Американская отмашка саудовскому экстремизму может вылиться в очень высокую политическую и экономическую цену”, – подытоживает он.