ng.ru (7.06.2017)
Патриарх Коптской православной церкви Тавадрос II посетил Москву, где встретился с президентом Владимиром Путиным и патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В столице России духовному лидеру коптов вручили премию Фонда единства православных народов. «Мы должны молиться за весь мир, особенно в нашей Церкви, которая дала многих мучеников в течение последних нескольких лет», – сказал Тавадрос II на церемонии.
Эти слова коптского патриарха зловещим эхом отозвались спустя всего несколько дней. 26 мая в Египте исламисты остановили в пустыне автобусы с направлявшимися в монастырь Святого Самуила паломниками-коптами, после чего расстреляли пассажиров, среди которых были дети. После двух террористических актов, которые исламисты совершили в Вербное воскресенье в храмах египетских городов Александрия и Танта (целью одного из которых стал сам Тавадрос), и расстрела христиан 26 мая ситуация с безопасностью коптов становится одной из главных тем, обсуждающихся в контексте проблем безопасности на Ближнем Востоке.
27 мая информационные агентства сообщили, что правительство Египта нанесло ряд авиационных ударов по позициям исламистов в ливийском городе Дарна, причем перед этим было официально объявлено о том, что операция станет возмездием за расстрел автобуса паломников-христиан. Египетские СМИ сообщили со ссылкой на командующего вооруженными силами Ливии генерала Халифу Хафтара о координации ударов с ливийским правительством национального единства, пользующимся поддержкой ООН. Кроме того, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси после атак исламистов выступил с обращением к Дональду Трампу: «Я доверяю вам, вашему слову и вашей способности сделать борьбу с глобальным террором вашей основной задачей», – заявил он, добавив, что Египет будет без колебаний наносить удары по лагерям террористов, где бы они ни находились. Тем не менее, несмотря на то что ответственность за последнюю атаку взяло на себя запрещенное в России «Исламское государство», египетская авиация била по позициям аффилированной с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) группировки «Совет Шуры повстанцев Бенгази». Министр иностранных дел России Сергей Лавров, встречаясь в Египте с коллегой Самехом Шукри, заявил, что Россия и Египет «едины в необходимости наращивать усилия мирового сообщества на антитеррористическом направлении» и продолжают взаимодействовать в Совете Безопасности ООН.
Мучениками гибнущих в Египте христиан считает не только патриарх Тавадрос II. Папа Римский Франциск, который уже побывал в Египте после взрывов в Вербное воскресенье, встретившись с коптским патриархом, 27 мая в Генуе призвал священнослужителей города совершить молитву «за наших братьев египетских коптов, которые были убиты, потому что не хотели отказываться от своей веры». «Вместе с ними, их епископами, моим братом Тавадросом я призываю вас к смиренной молитве… Давайте не будем забывать, что сегодня христианские мученики более многочисленны, чем в древности, в ранние дни Церкви», – передает слова понтифика «Радио Ватикана».
Операция возмездия египетских военных тем не менее не успокоила коптское население страны.
Чрезвычайное положение, введенное в Египте в апреле с.г. после предыдущих террористических актов, не снято до сих пор и, судя по расстрелу паломников переодетыми в армейскую форму боевиками (по свидетельствам выживших очевидцев, снимавшими расправу на камеру), не приносит результатов в борьбе с исламскими радикалами. «Похоже, будто его совсем нет. Правительство должно принимать дополнительные меры предосторожности и быть более решительным в случае таких атак – например, немедленно начинать поиски пропавших людей, а не ждать часами, как в этот раз», – приводит Guardian слова родственника двоих из погибших христиан.
Ситуацию, в которой находятся сегодня египетские копты, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Беляков характеризует как неоднозначную. «Нынешнее египетское государство во главе с Абдулем Фаттахом ас-Сиси – светское, и по многим его шагам и событиям это хорошо заметно. Самому ас-Сиси – верующему мусульманину – все эти нападения на коптов кажутся неприятными, он хочет, чтобы египетское государство было европейским. С другой стороны, надо иметь в виду, что копты были самыми активными участниками антиправительственных выступлений 30 июля 2013 года, когда свергли президента Мурси. У тех, кто стоял за ним, у организации «Братья-мусульмане», и даже значительно более радикальных группировок, обида на коптов самая что ни на есть большая. Отсюда жестокие нападения на коптов с многочисленными жертвами. Президент ввел чрезвычайное положение после событий в Александрии и Танте, но Египет – не такое маленькое государство, чтобы наблюдать за всеми, и я думаю, что нападения на коптов будут повторяться. Может быть, не такие большие и частые – уже всколыхнулись силы безопасности; но при нынешней ситуации в стране избежать этого полностью невозможно», – сказал Беляков «НГР». Однако эксперт считает маловероятным, что недовольные незащищенностью копты могут взять обеспечение безопасности в свои руки: светский курс президента и присутствие коптов в государственной структуре Египта нивелируют необходимость этого: «Копты есть и в армии, и в экономике страны. В Египте формирование отдельной коптской милиции нереально. Заявление ас-Сиси не было дежурным: исламисты в Ливии наиболее активны вблизи египетских границ. В прошлом году они публично казнили 12 египетских христиан, это было показано в Интернете: на следующий день ас-Сиси приказал разбомбить их позиции, а в деревне, из которой они родом, на государственные деньги построить церковь. Что опять же говорит о том, что для него с политической точки зрения не имеет значения, христиане перед ним или мусульмане: если их обидели, значит, обидчиков надо наказывать».
Копты часто становятся жертвами атак, однако истинная цель террористов – это светский курс ас-Сиси, считает старший преподаватель НИУ ВШЭ Леонид Исаев. Проблема безопасности, по его мнению, затрагивает не только коптов и для Египта является структурной со времен событий арабской весны 2011 года: «Египетское государство не только коптов не может защитить. Оно испытывает серьезные проблемы в области безопасности. Другое дело, что основными мишенями выбираются копты и туристы, которые больше всего страдают от этого. Проблема здесь не в том, что руководство Египта не может защитить именно коптов – отлаженную при Мубараке систему безопасности до сих пор не могут привести в порядок, и события арабской весны привели к ослаблению полиции, спецслужб и армии, которая, в общем, и не должна выполнять функции защиты граждан внутри страны». Теракты против коптов он считает элементами исламистской стратегии дестабилизации страны: в глазах общественности реакция президента на террористические акты может стать знаком того, что декларирующий светскость президент потакает христианскому меньшинству в ущерб мусульманам. «Туристы всегда были источником дохода для египетского руководства, и нынешнее правительство рассчитывает выправить за их счет экономическую ситуацию. Теракты против туристов понятны. Теракты против коптов тоже понятны: это попытка подорвать политику ас-Сиси, подающего себя как светского президента, которому одинаково важно защищать права и коптов, и мусульман. Коптов в Египте около 10%, как правило, это бизнесмены, интеллигенция. Безусловно, это приводит к тому, что они становятся наиболее уязвимой категорией населения», – сообщил Исаев «НГР».