Власти Казахстана в плане мусульманской атрибутики ведут кампанию, противоположную той, что имеет место в Чечне, где парламент узаконил обязательность ношения хиджаба в школах республики. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев добивается полного запрета хиджабов и других консервативных элементов мусульманского «дресс-кода».
«Есть предложение о запрете на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо и препятствующей распознаванию личности», – сказал 3 августа с.г. министр по делам религии и гражданского общества (МРГО) Казахстана Нурлан Ермекбаев. Ермекбаев, по сути, озвучил прозвучавшее в апреле с.г. предложение президента Нурсултана Назарбаева. «Увеличивается количество девушек, которые полностью покрывают себя черными одеяниями, – заявил тогда Назарбаев на встрече с мусульманским духовенством. – Казахи надевают черную одежду только в траурное время». Назарбаев возмутился тем, что молодые мусульмане республики «отпускают бороды и подрезают брюки» – то есть одеваются как салафиты. «Необходимо проработать вопрос запрета этого на законодательном уровне», – сказал Назарбаев. Идею президента развили несколько дней спустя в МРГО. «Это вопрос не только внешней атрибутики. Среди населения проповедуется чуждая нам идеологическая установка», – заявил и.о. председателя комитета МРГО по делам религии Бакытжан Кулекеев. В декабре 2014 года на выездном заседании Мажилиса – нижней палаты парламента Казахстана – обсуждалось, что школьницы ходят на занятия в полном мусульманском облачении. По Корану предписано женщине закрывать определенные части тела с начала полового созревания – то есть с первых в жизни критических дней. Но в Казахстане (как и в России) некоторые мусульмане надевают на дочерей платок с раннего детства, и это воспринимается властями как насаждение в младших классах деструктивной идеологии.
Местный канал Life.Kz отреагировал на желание властей так: «Казахстан – мусульманская страна, и как общество отреагирует на это, неизвестно». Мнения подписчиков на аккаунте канала на YouTube и в самом деле разделились. «Радуйтесь молодости, не надо себя в Средневековье отправлять», – написал один пользователь. Его поддержали: «Посмотрите, как в Саудовской Аравии относятся к женщинам. Им запрещено выходить из дома одним, разговаривать с чужими людьми мужского пола. Если она скажет кому-то, что муж ей изменяет, ее посадят за то, что опозорила мужа. Если ее изнасилуют, то насильнику все сойдет с рук». Есть и другие мнения: «Разочаровываюсь в президенте. Власти борются с исламом». Звучали мнения, что запрет властями ношения хиджаба – это нарушение прав и свобод мусульман Казахстана.
Во всех четырех мазхабах суннитского ислама закрывание женщиной определенных частей тела – это религиозная обязанность, сказал «НГР» политолог Асылбек Избаиров, профессор Евразийского национального университета имени Гумилева (Астана). «Пресса и чиновники, преподнеся позицию властей Казахстана насчет хиджабов, много что напутали. У нас есть традиции закрытия определенных частей женского тела. Казашки носили кимешек – аналог тюрбана, который закрывал волосы, шею, грудь и плечи, жаулык – сложенный по диагонали платок, саукеле – конусообразный колпак. Это все не хиджабы, но схожие с ним по значению предметы. Поэтому в действиях властей лично я не вижу запрета на хиджабы. Я вижу запрет на атрибутику, которая полностью закрывает женщине голову и лицо, оставляя только глаза, а также на закрытую одежду черного цвета. Казашки не заворачивали себя с ног до головы во все черное даже во время траура».
«Действия властей связаны с ростом неконтролируемой религиозности людей. – продолжает Избаиров. – В Казахстане активизировались идеологи «Исламского государства» (запрещено в РФ. – «НГР»). В условиях давления на ислам, которое идет во всем мире, ислам превращается в политическую идеологию. В мусульманских регионах России – Татарстане, Башкирии, – насколько знаю, некоторые девушки носят хиджаб в общественных местах, подчеркивая свое оппозиционное отношение к режиму Владимира Путина. Хиджаб в России стал аналогом белых лент на одежде либеральной оппозиции. В Казахстане демонстрация протеста правящему режиму с помощью хиджаба невозможна. У нас женщину в хиджабе не возьмут на работу, а если возьмут, то потребуют, чтоб она отказалась от этого головного убора. В стране не так давно наблюдалась антихиджабная фобия. Только сейчас «закрытых» женщин начинают воспринимать адекватно. Адекватность восприятия хиджаба обществом обусловлена незначительным распространением этого явления. В Центральном Казахстане этого почти нет, в Западном Казахстане или в Алма-Ате – чуть побольше. Когда я изучал вопрос хиджаба в школах Казахстана, то обнаружил: численность носивших его во время занятий школьниц не составляет и одного процента». Действия властей Казахстана – часть общей госпрограммы по регулированию религиозной сферы, сказал «НГР» востоковед Александр Князев: «Хиджабы, салафитские бороды и прочее – только часть пакета, куда входят куда более сложные вопросы: повышение образовательного уровня и влияния официального духовенства, развитие мусульманской религии в характерных для Казахстана формах и т.д.». Цель госпрограммы, говорит Князев, – противодействие внешним влияниям на казахстанское общество через религиозную сферу. «Эти влияния идут главным образом из арабского мира. Почему власти взялись за этот сложный аспект только сейчас, хотя тенденция наблюдается около 20 лет? Потому что тенденции вошли в стадию максимального развития, и их надо упредить». Законодательно хиджаб должны запретить в Казахстане к концу с.г., после изучения общественного мнения. «Может ли быть такое, что в ходе соцопросов или других мероприятий граждане выскажутся против запрета, и тогда власти будут вынуждены свернуть эту меру?» – спрашивает Князев. И отвечает, что вряд ли. «Общественное мнение в Казахстане – легко регулируемая сфера. Кроме того, общество в Казахстане склонно к светскости». Летом 2016 года, когда спецслужбы выявили салафитский след теракта в Актобе (см. материал «НГР» от 15.06.16), Назарбаев публично признался, что он не видит ничего плохого в доисламских верованиях казахов: «Коран говорит, что надо поклоняться только Аллаху. Но мы, зная семь поколений своих предков, будучи мусульманами, поклоняемся еще и духам наших предков – аурах». Видно, что власти Казахстана пытаются уложить сложные процессы в мусульманском сообществе республики в национальное, а значит, более контролируемое русло.