Итоги внеочередного заседания Синода Русской православной церкви заставили говорить о близости восточного христианства к расколу. «Голос Русской церкви не был услышан, и через неделю после встречи Константинопольский патриархат опубликовал антиканоническое решение о назначении в Киев своих «экзархов»… В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата, а также прервать участие Русской православной церкви в епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата», – гласит заявление синодалов.
Ключевым моментом в обосновании независимости Украинской церкви служит вопрос об омофоре над существовавшей на территории Речи Посполитой Киевской митрополии, в 1686 году вошедшей в состав Московского патриархата. Москва настаивает на правомерности передачи митрополии в ее распоряжение, Константинополь – отрицает. Российский церковно-научный центр «Православная энциклопедия» работает над публикацией корпуса исторических документов о присоединении Киевской митрополии к Русской церкви – очевидно, это призвано канонически вооружить сторонников сохранения украинских земель за Московским патриархатом.
В самой Украине события развиваются стремительно. Назначенные Варфоломеем экзархи, уполномоченные вести переговоры и с Московским, и с Киевским патриархатами, – архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) из США и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник) из Канады – уже прибыли в страну. Во время встречи с президентом страны Петром Порошенко 16 сентября Даниил подтвердил: Украина получит автокефалию. «Мы приехали с необычной миссией, представляя Вселенского патриарха Варфоломея и Священный синод Вселенского патриархата для того, чтобы продолжить работу над уже решенным вопросом – процесс предоставления автокефалии Украинской православной церкви начался», – заявил он.
Задачей константинопольских экзархов является совмещение позиций представленных в Украине церквей, полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, и для появления автокефалии ее еще предстоит сконструировать. При этом личность самопровозглашенного Киевского патриарха Филарета (Денисенко) не устраивает не только Московский патриархат и представителей Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), для которых он навсегда останется «советским» митрополитом. «Пока экзархи будут заниматься урегулированием отношений между Киевским патриархатом и УАПЦ, серьезных рисков я не вижу – разберутся. Но проблемой может стать желание присоединиться к конструируемой церкви архиереев Московского патриархата. Даже если такой архиерей недолюбливает Москву, он будет стремиться уйти вместе с прихожанами, храмами, недвижимостью. Если прихожане заявят о том, что хотят остаться в Московском патриархате, – что делать? Если начнутся проблемы с переходом деятелей Московского патриархата, могут начаться и имущественные, и очень серьезные человеческие конфликты», – сказал «НГР» политолог.
Схватка патриархатов за каноническую территорию еще не началась, но выступления церковных спикеров уже говорят о том, что она будет жаркой. Пожалуй, самые решительные суждения высказал председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). «Война Константинопольского патриархата против Московского продолжается без малого 100 лет. Без ведома патриарха Тихона Константинополь намеревался послать «делегацию» в СССР якобы для исследования ситуации, а на самом деле – для формальной легализации обновленческой лжеиерархии. Тогда же в полной мере проявились захватнические тенденции Константинополя. Сегодня история повторяется. Вновь, как во времена патриарха Тихона, направляют к нам своих экзархов – якобы для уврачевания раскола, а на самом деле для его легитимизации с целью последующего отторжения Украинской церкви от Московского патриархата.
Почему бы Константинополю не заняться формированием «единой поместной церкви в Америке»? Там разве не независимое государство?» – написал он на своей странице в Facebook 14 сентября. В эфире телеканала «Россия 24» Алфеев назвал действия Варфоломея в отношении Украины разбоем, его политику – подлой, а также заявил о прямой заинтересованности Соединенных Штатов в ослаблении Русской церкви. Рассуждая о единоличном принятии «решений, входящих в прямое противоречие с многовековой канонической традицией православной церкви», главный дипломат РПЦ прямо обвинил Варфоломея в «ереси папизма». Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в интервью РИА Новости заявил о необходимости «собирать межправославный церковный суд и выносить суждение по поводу антиканонических поступков и еретических идей патриарха Варфоломея».
В СМИ выступили предстоятели крупнейших украинских церквей. «Византийская империя охватывала почти весь мир, и церковь была ей эквивалентной. Но сегодня нет Византийской империи, они живут прошлым. И вместо того большого государства, которым была Византия, сегодня Турция, в которой даже веры православной нет. Там православных можно пересчитать по пальцам. И они свою родину довели до такого состояния, что она из православного могущественного государства превратилась в мусульманское государство. И они сегодня хотят нами командовать, учить, как нам жить», – заявил 14 сентября телеканалу «Интер» лидер Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Онуфрий (Березовский). По его мнению, церковь пытаются сделать политической партией. Во всем, кроме духовных связей, она независима от Москвы, отметил Онуфрий.
Патриарх Филарет (Денисенко) в интервью «РБК-Украина» 17 сентября заявил о готовности принимать архиереев УПЦ МП в новую поместную церковь и назвал слова о расколе мирового православия пустыми угрозами. «Эту угрозу и мы предвидели, и, думаю, Вселенский патриарх тоже. Что такое «разделение мирового православия»? Никакого «разделения» не будет. Просто Москва прекратит молитвенное единение с Вселенским патриархом и с Украинской автокефальной церковью. На свою сторону Москва может склонить еще две-три церкви. Те, которые не присутствовали на Всеправославном соборе на Крите в 2016 году. Это Болгарская, Грузинская, Антиохийская церкви. Возможно, и Сербская церковь, хотя она на том Соборе была. Но в любом случае это все будет временно.
Потом все перечисленные мною церкви признают автокефалию Украинской церкви и вернутся к молитвенному единению со всем православием – если и пойдут на временный разрыв. А РПЦ будет держаться дольше, но рано или поздно также будет вынуждена вернуться в единое мировое православие». По его мнению, объединительный Собор украинских церквей состоится не раньше заседания Синода Константинопольского патриархата 9–11 октября, на котором может решиться вопрос томоса (указа) патриарха Варфоломея об автокефалии.
Социологический опрос, проведенный в конце августа – начале сентября Киевским международным институтом социологии, Центром Разумкова и центром SOCIS, установил, что 68% украинцев считают своей религией православие. 45,2% из них считают себя прихожанами Киевского патриархата. К УПЦ МП относят себя 16,9% верующих. Этот ответ оказался на третьем месте по популярности после «Я просто православный, не отношу себя к какой-либо конфессии», набравшего 33,9%. Примечательно, что еще в апреле с.г. в опросе Центра Разумкова «Особенности религиозного и церковно-религиозного самоопределения граждан Украины: тенденции 2010–2018 гг.» количество отдавших предпочтение Киевскому патриархату верующих оценивалось в 29%. При этом 38% заявили о большем доверии УПЦ КП, а 12% – УПЦ МП. Религиозным лидерам украинцы доверяют иначе, чем их церквам: предпочтение Филарету отдали 43% опрошенных, а Онуфрию – 32%. При этом только 34% опрошенных в апреле поддержали тезис о том, что церковь и религия должны быть национально-ориентированными, и всего лишь 12% опрошенных поддержали идею создания не просто независимой, а государственной церкви.
Философ и публицист Максим Горюнов считает, что церковная автокефалия для украинцев сегодня скорее один из атрибутов независимости, а не актуальный вопрос, требующий немедленного разрешения. «Своя православная церковь – это повестка начала прошлого века. Если бы 100 лет назад гетману Скоропадскому удалось отстоять независимость Украины, вопрос автокефалии был бы решен одним из первых. Украинцы, как и остальная Восточная Европа, были верующими и своя, независимая от Москвы и Константинополя, церковная иерархия была им нужна», – сказал он «НГР». «В наше время ситуация радикально иная. Украинцы ходят в церковь не чаще современных немцев. Вопрос о том, кому подчиняется главный православный священник Украины, имеет сугубо символическое значение. Независимость Украинской православной церкви является продолжением независимости украинской нации, ее внешним атрибутом. Если Украина независима, если у нее есть свои флаг и гимн, значит, должна быть независима и ее церковь».
А вот для президента Украины вопрос автокефалии действительно важен – при скромных достижениях на других фронтах это показатель его дееспособности как лидера государства. «Нужно иметь в виду, что повестка обоих майданов была сугубо правовой и экономической, а не религиозной, – продолжает Горюнов. – На данный момент украинцам гораздо важнее реформы. Их интересует, к примеру, почему так и не удалось разобраться с коррупцией в прокуратуре и с полумафиозными кланами в Министерстве охраны здоровья. На фоне медленно идущих реформ автокефалия – просто еще одна воодушевляющая новость наряду, скажем, с безвизовым режимом. К сожалению для граждан Украины, уговорить Константинопольского патриарха оказалось проще, чем уволить коррумпированных прокуроров, и Порошенко, не справившись с главной задачей, вынужден решать второстепенные».
В то же время в РПЦ и УПЦ МП утверждают, что создание новой украинской церкви приведет к кровопролитию в стране. «Наши люди будут защищать свои храмы», – заявил управделами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич). «Людей доводят до такой ситуации, что у них не остается другого выхода. Если нет надежды на законность, то не остается другого варианта, кроме как защищаться самим. Но никто из нас не призывает к агрессии, мы лишь предупреждаем: люди, не дай бог, не сделайте такой шаг, который может привести к конфликтам, и конфликтам серьезным», – сказал он «РБК-Украина» 18 сентября.
Однако директор Департамента по делам религий и национальностей Минкультуры Украины Андрей Юраш считает вал новых конфликтов за храмы маловероятным. «Ничего реалистического в этом сценарии, если все будет идти естественным и нормальным путем, нет. Украина еще с 1991 года поддерживает право любой религиозной общины на свободное изменение юрисдикционного подчинения. Говоря откровенно, в России в реалистической плоскости это невозможно. Если такие изменения будут происходить – они будут происходить в законодательном поле, чего, конечно же, не понимает Московская патриархия, последние четыре года делавшая все, чтобы дискредитировать наше законодательство и не допустить его реализации. С одной стороны, в обществе есть консенсус и желание видеть этот сценарий реализованным – в этом случае будут массовые переходы. С другой стороны, мы понимаем, что они не будут 100-процентными даже в самых западных областях», – сказал он «НГР». Юраш заверяет: украинское государство поддерживает право общин на избрание юрисдикции, и все, кто захочет остаться в Московском патриархате, смогут это сделать. Никаких захватов храмов в Украине нет, есть изменение подчиненности – если большинство членов общины желают этого, они реализуют это право, подчеркнул чиновник.
С ним солидарен директор Института мировой политики политолог Евген Магда. «Когда люди, с одной стороны, говорят о христианских ценностях, а с другой – пугают сограждан кровопролитием, это выглядит, простите за тавтологию, не по-христиански. Я думаю, что на самом деле никто не может четко спрогнозировать количество приходов УПЦ МП, которые выйдут из нее в случае создания украинской поместной православной церкви, однако понятно, что это будет не 100%. Также понятно, что знаковыми будут лавры – Святогорская в Донецкой области, Почаевская в Тернопольской и Киево-Печерская. Очевидно, что у будущей украинской церкви своих лавр сегодня нет, и, возможно, ее постараются провокационно подтолкнуть к неким более решительным действиям по их захвату. Я считаю, что украинское государство должно в этом случае сработать максимально четко и обеспечить полную законность, которая не вызывала бы сомнений не только внутри Украины, но и на международном уровне. Вопрос свободы совести для США и ЕС – это не надуманная вещь, ее воспринимают очень серьезно, и визит посла США по вопросам религиозной свободы Сэма Браунбэка в Киев это, на мой взгляд, подтверждает. Не стоит забывать, что в начале 1990-х годов Украина уже переживала разделение на Московский и Киевский патриархаты, и непростые моменты были, но обошлось без кровопролития – все-таки опыт достижения договоренностей в этом направлении есть», – сказал «НГР» политолог.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский полагает, что в церковно-гражданском конфликте активные защитники единства Украины с Московским патриархатом обречены на поражение. «В крестном ходе канонической церкви Московского патриархата участвовали десятки тысяч людей, на порядок меньше собирает церковь раскольников. Означает ли это, что не будет перетока в новообразованную церковь после того, как американо-константинопольская спецоперация будет завершена? Какая-то часть верующих под действием пропаганды и запугивания может и перейти, тем более что с большой вероятностью у них будут отбирать храмы. Где-то, наверное, они будут сопротивляться, но государство сильнее активистов – захотят забрать, так заберут, – сказал он «НГР». – И вопрос здесь только в большой политике – будет ли попытка забрать Киево-Печерскую лавру, будет ли она красной линией для Москвы, после которой она решится на супержесткие действия. Наши руководители действуют как марионетки: радикально-националистическая часть навязала Порошенко автокефальную линию, а внешне очевидная поддержка раскола мирового православия есть со стороны США. Это совершенно очевидно, когда приезжает какой-то чиновник из управления Госдепа по религиям и указывает, как и что должно происходить в религиозных делах». «Супержесткими действиями» Москвы, по мнению политолога, стала бы активизация боевых действий в Донбассе.