Папа Франциск теряет своих людей

  • 05/07/2017
  • Павел Скрыльников

ng.ru

После скандала с кардиналом Пеллом реформаторская команда в Ватикане разгромлена

Австралийская полиция 29 июня с.г. выдвинула против кардинала Джорджа Пелла, фактического казначея Ватикана, обвинения в многочисленных сексуальных домогательствах. Он стал самым высокопоставленным чиновником Святого престола, получившим подобные обвинения. Еще в 2002 году он обвинялся в домогательствах в отношении 12-летнего мальчика, совершенных в 1961 году. Кардинал уже заявил на пресс-конференции, что невиновен и будет защищать свое доброе имя. «Попытки опорочить меня предпринимаются уже не первый месяц. Я с нетерпением жду возможности выступить перед судом, я невиновен в этих обвинениях, и само понятие сексуального насилия для меня отвратительно», – сказал он.

Разумеется, тяжелые обвинения в адрес кардинала, которого СМИ называли одним из основных папабилей (кандидатов в папы. – «НГР») на конклаве 2013 года, не могут не сказаться на ситуации в Церкви в целом. Папа Римский Франциск, несмотря на значительные разногласия с консервативным Пеллом, сделал его одной из ключевых фигур своего проекта по реформированию государственных учреждений Ватикана, и тот активно включился в работу с момента своего назначения. В прошлом папа предпочитал не отвечать на неподтвержденные юридически обвинения клира в сексуальных домогательствах, однако на сей раз понтифик будет вынужден отреагировать: ведь в декабре 2016 года он объявил о «нулевой терпимости» в отношении «педофилов в рясах». Однако обвинения в адрес Пелла означают для папы не только моральный, но и управленческий кризис.

Ранее, в июне, генеральный аудитор Ватикана Либеро Милоне неожиданно объявил о своей отставке. То, что никаких видимых причин для такого шага со стороны одного из ключевых проводников реформ папы Франциска не наблюдалось, породило версии о сопротивляющейся реформам «старой гвардии». Однако обвинения в адрес Пелла заставляют задуматься: не они ли стали скрытой причиной, по которой Милоне решил покинуть пост? Теперь, когда префект созданного папой в 2014 году Секретариата по делам экономики (Segreteria per l’Economia, SPE), нацеленного на консолидацию и упрощение управления финансовыми структурами Ватикана, кардинал Пелл возвращается в Австралию, чтобы предстать перед судом, а новый генеральный аудитор еще не назначен, папская команда реформаторов фактически обезглавлена.

Милоне стал в 2015 году первым в истории Ватикана генеральным аудитором, он был назначен на эту должность лично папой. Он должен был оставаться на своем посту до 2020 года, однако 20 июня с.г. его деловые отношения с Ватиканом завершились «по обоюдному согласию» – понтифик принял заявление аудитора об уходе в отставку. Лаконичный пресс-релиз об этом событии на сайте Ватикана с пожеланием Милоне дальнейших успехов и сообщением о поиске нового кандидата на освободившуюся должность оставил немало вопросов.

До того как принять предложение Франциска уроженец Нидерландов Милоне был руководителем Deloitte Touche Tohmatsu Limited (Deloitte) – международной корпорации, специализирующейся на консалтинге и аудите. В 2015 году, когда началась работа Милоне в Ватикане, ее фирмы-участники объявили о рекордной прибыли, а журнал International Accounting Bulletin присвоил ей звание самой инновационной компании года в отрасли. Сомневаться в профессионализме призванного папой в Ватикан «варяга» не приходится. Не вызывает вопросов и широта его полномочий: ватиканские спикеры, среди которых был и Пелл, неоднократно подчеркивали степень независимости генерального аудитора, отчитывающегося лично Франциску и уполномоченного открывать любые двери и любые бухгалтерские книги. Известие о приезде ревизора не прошло незамеченным: в 2015 году, спустя короткое время после назначения, компьютер Милоне был взломан неизвестными.

Милоне, как и кардинал Пелл, был одной из ключевых фигур в реформаторском проекте Франциска. Главным бастионом «старой гвардии», с которой столкнулся SPE, оказалась администрация церковного имущества Святого престола (Administratio Patrimonii Sedis Apostolicae, – APSA) под руководством кардинала Доменико Кальканьо. Предназначение последней – обеспечивать необходимыми для функционирования фондами Римскую курию; APSA заведует недвижимостью Ватикана в Италии и Риме, выплатой зарплат в Ватикане, выступает в качестве отдела закупок и кадров, а также управляет портфелем ватиканских ценных бумаг и активов. При этом Управление финансовой информации Святого престола (Autorita di informazione finanziaria – AIF), организованное папой Бенедиктом XVI в 2010 году и ответственное за мониторинг денежно-кредитной и коммерческой деятельности учреждений Ватикана, также возглавлял выходец из APSA – ее предыдущий руководитель кардинал Аттильо Никора. Никора ушел в отставку в 2014 году в папство Франциска и умер в Риме в апреле с.г.

Reuters со ссылкой на неназванный источник в Ватикане сообщает, что причиной выхода аудитора в отставку стало «столкновение управленческих стилей» между ним и теми конгрегациями, надзор за которыми он должен был осуществлять. Среди них источник особо выделяет APSA. Реформы Франциска уже привели к определенным результатам: значительно увеличилась прибыль банка Ватикана (Института религиозных дел – Istituto per le Opere di Religione– IOR), в котором было закрыто огромное количество неактивных и «серых» счетов, и значительно повысилось доверие к нему. Однако Международный валютный фонд признает банком Ватикана вовсе не IOR, а APSA! Административное сопротивление попыткам Франциска поставить имущественное ведомство под свой контроль и заставить его раскрыть данные об операциях уже становилось публичным. Летом 2016 года план по международному аудиту в Ватикане был пересмотрен в пользу внутреннего аудита силами самого Милоне при консультативной поддержке (а не участии, как предлагал Пелл) компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), изъявившей согласие адаптироваться к законам Града-государства. Оригинальный проект, который продвигал под руководством кардинала Пелла SPE, был заморожен государственным секретариатом Ватикана, что стало зримым свидетельством противоречий между папой и его реформаторами, с одной стороны, и собственно Ватиканом – с другой. При этом на стороне APSA против слишком решительно настроенного кардинала, концентрирующего контроль над имуществом Церкви уже в своем учреждении, выступил даже папа.

Сам Пелл в 2016 году заявлял, что удивлен решением государственного секретариата. Кардинала не раз критиковали за резкость в проведении генеральной линии Франциска, и этот случай не стал исключением. В мае с.г. APSA перешла в контрнаступление, форсировав передачу финансовых документов ватиканских учреждений (среди которых был и IOR – официальный банк Ватикана) PwC. Несмотря на то что Госсекретариат оставил за PwC статус консультантов, секретарь APSA священник Мауро Ривелла заявил, что именно эта компания будет проводить аудит. Префект SPE и генеральный аудитор, сообщает National Catholic Register, заявили «с глубоким сожалением», что вынуждены вмешаться в этот процесс: по их мнению, APSA сильно превысила свои полномочия, передавая документы государственной важности зарубежным аудиторам. Они также напомнили руководству APSA, что это ведомство подчиняется контролю и надзору SPE и подотчетно генеральному аудитору. При этом Пелл и Милоне призвали организации Ватикана не подчиняться директивам APSA. Действия руководства последней в целом укладываются в стратегию, суть которой – держать ставленников папы Франциска по возможности дальше от собственных имущественных операций.

Драматичный для Римской церкви процесс реформирования при нынешнем понтификате, полагает доцент Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин, говорит не только о противоречивых интересах ватиканских ведомств, но и о неумолимо меняющемся духе времени. Проблемы, которые выявил церковный аудит, по его мнению, требуют прочтения на нескольких уровнях. Однако доля ответственности за происходящее лежит и на самом понтифике. Его отдельные реформы пока не просматриваются как детали системы. «Понятно, что реформа папы Бергольо сталкивается с сопротивлением на разных административных участках, – это очевидно, – сказал эксперт «НГР». – Концептуальный смысл реформы можно описать одним словом – децентрализация. Сейчас большую работу совершают локальные и региональные епископские конференции. Рим, конечно, одобряет, но инициатива и большая часть этих процедур – это региональная специфика. Возникает вопрос: что делает Курия? Просто санкционирует или все-таки проводит свой механизм управления?» Случай с конфликтом вокруг аудита – это просто один из показателей происходящего, считает эксперт. «Все связанное с имущественными делами – это тонкая область. С одной стороны, есть правила игры, которые традиционно существуют в Церкви, а есть требования извне: Moneywell, три европейских критерия прозрачности, американские стандарты, и все это никогда не соответствовало тому, что существовало в Церкви», – говорит эксперт.

Процесс кардинала Пелла скорее всего станет для Римской церкви событием, перед которым померкнут все ее имущественные проблемы. Можно говорить о том, что вся инициатива преобразований в ватиканской финансовой системе находится под угрозой срыва.