Безопасность папы Римского Франциска во время апостольского визита в Перу и Чили, начавшегося в понедельник, 15 января с.г., оказалась под угрозой. Ранним утром 12 января четыре католических храма в столице Чили Сантьяго, с которого должна была начаться поездка понтифика, были атакованы неизвестными. Три из них были подожжены, а в четвертом сработало взрывное устройство, не нанесшее повреждений. В одном из храмов полиция обнаружила разбросанные листовки с угрозой: «Франциск! Следующая бомба окажется в твоей сутане!»
«Мы никогда не покоримся богу, которого используют для власти над нами, нашими мыслями и действиями. Мы родились свободными и сами определим свой путь. Мы против всех религий и предопределения. Свободу всем политическим заключенным мира! Свободу мапуче! Автономия и сопротивление!» – гласят оставленные нападавшими прокламации. Мапуче, или арауканы, – это коренные жители Чили, Перу и родной для Франциска Аргентины, обитающие в основном в междуречье впадающих в Тихий океан рек Био-Био и Рио-Буэно. Столицу нынешней Араукании, город Темульпо, Франциск посетил во вторник, и вопросы о правовом положении мапуче обсудил с их представителями. Эта тема станет основной и во время визита понтифика в Перу. Тем не менее специальный докладчик ООН по правам коренных народностей и представительница мапуче Виктория Таули-Корпуз считает, что, хотя визит папы и поможет привлечь к ней внимание, сами коренные жители отнесутся к визиту скептически. «Интерес медиа поездка, конечно, привлечет, но серьезного авторитета в нашей среде у папы нет», – сказала она Reuters.
Католическую церковь арауканы, которые в настоящее время составляют около 10% от 17-миллионного населения Чили, рассматривают как пособника тех, кто в прошлом выгонял коренных американцев с их земель. Корни конфликта мапуче и властей современных латиноамериканских государств уходят корнями в эпоху испанской колонизации. В 1860-х годах серия военных кампаний армии независимого Чили по замирению непокорных индейцев стала известна как «оккупация Араукании» – исторической области, которая сегодня разделена между чилийскими административными областями Араукания и Био-Био.
«Папа посетит символически значимый для нас район. Эта земля была захвачена в ходе военных кампаний. А ситуация с правами человека, в которой находятся мапуче, одна из самых значительных и сложных в Чили», – цитирует агентство Reuters Эрнандо Сильва, главного юриста Гражданского надзора – организации, контролирующей соблюдение прав коренных жителей Араукании. В последние годы случаи конфликтов мапуче с властями Чили участились. Недовольные уничтожением лесов под сельскохозяйственные земли или высадкой плантаций сосны и эвкалипта, присутствие которых разрушает экосистему земель мапуче и нарушает водоснабжение, коренные жители участвовали в столкновениях с полицией, баррикадировали дороги и сжигали плантации лесоводов. Происходили и атаки на католические церкви – в большинстве случаев установить личности нападавших не удавалось.
Однако вспышки насилия и проблемы коренных американцев станут не единственными проблемами региона, к которым понтифик будет вынужден обратиться. Назначенный Франциском в 2015 году епископ города Осорно Хуан Баррос занял свою кафедру на фоне масштабных протестов верующих. Паства сочла, что Баррос покрывал педофилию своего наставника, священника Фернандо Карадима, которого Ватикан признал виновным в многочисленных сексуальных домогательствах к несовершеннолетним и злоупотреблении церковной властью в 2011 году. Верующие устраивали многочисленные демонстрации. Акции протеста, по информации СМИ, ожидались и во время визита Франциска: возмущение подогрела недавняя утечка папского письма чилийским кардиналам, в котором говорилось о нереализованном плане отправить Барроса в годичный отпуск перед назначением на кардинальскую должность.
Тема педофилии актуальна не только для Чили, но и для Перу. Католическое общество Sodalitium Christianae Vitae (SCV), организованное в столице страны Лиме в 1971 году и получившее папское признание Иоанна-Павла II в качестве общества апостольской жизни в 1997 году, в последнее время также оказалось в центре скандала. Обвинения в сексуальном, физическом и психологическом насилии в 2011 году были выдвинуты против его основателя – Луиса Фернандо Фигари. В 2015 году бывший тогда архиепископом Индианаполиса Джозеф Толбин был направлен в Перу для расследования обстоятельств и надзора за реформами общества. В 2017 году стало известно, что внутри SCV в качестве дисциплинарных мер применялись пытки: лишение пищи и сна, травля собаками и прижигание свечами. Ситуация потребовала прямого вмешательства Святого престола: в начале января с.г. епископ колумбийского Джерико Ноэль Буйтраго стал папским комиссаром, принявшим управление SCV, и Франциск в Перу не сможет обойти вниманием проблему, стоившую репутации первому в стране мужскому обществу, одобренному папой Римским.
Стоит упомянуть и о том, что католицизм теряет свою популярность на континенте. Данные, опубликованные некоммерческим центром исследований общественного мнения Latinobarometro, расположенным в чилийской Провиденсии, свидетельствуют: с 1995 по 2015 год количество католиков в Чили сократилось с 73,7 до 48,6%. За этот же промежуток времени их доля в Перу упала с 89,7 до 71,8%. А вот число не исповедующих никакой религии респондентов выросло в 5 раз (с 7,3 до 35,5%) в Чили и в 18 раз (с 0,4 до 7,5%) – в Перу. Традиционно католический континент, родной для папы Бергольо, отчасти становится более индифферентен к религии, а отчасти – наполняется представителями протестантских деноминаций, чье количество также увеличивается. Визит Франциска в Чили станет первым за 31 год – в 1987 году во время правления диктатора Аугусто Пиночета страну посетил Иоанн Павел II. Папа Римский отправляется в регион на фоне падения популярности Католической церкви и ряда скандалов, которые не прибавляют ей авторитета.