Судьба армянских храмов в Грузии

  • 20/03/2019
  • Мзия Паресишвили

ekhokavkaza.com

Недавний визит президента Саломе Зурабишвили в Армению и ее встреча с Католикосом всех армян Гарегином Вторым оживили дискуссию о судьбе армянских храмов в Грузии. Во время встречи был поднят вопрос об абхазском храме в Гагре и о восстановлении и передаче Грузинской епархии Армянской церкви культовых сооружений.

«Я имею право передать комментарий Католикоса», – ответила «Эху Кавказа» пресс-спикер Грузинской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) Сусана Хачатурян на просьбу прокомментировать вопрос армянского храма в Абхазии.

Напомним: президент Грузии Саломе Зурабишвили во время встречи с Католикосом Гарегином Вторым 14 марта передала ему слова сожаления патриарха Грузии Илии Второго относительно того, что армянские храмы в Абхазии находятся под попечительством священнослужителей Армянской церкви из России, а не Грузии.

По словам Сусаны Хачатурян, ей известно лишь об одном армянском храме в Абхазии, построенном в 2013 году и принадлежащем армянской церковной общине Абхазии. Так как армянские священнослужители не могут попасть в Абхазию с контролируемой грузинскими властями территории, было решено следующее:

«Святой Эчмиадзин принял решение, что духовные потребности армян Абхазии временно будут обеспечивать священнослужители армянской епархии Юга России. Они по очереди посещают армянскую общину в Абхазии и на месте проводят духовные ритуалы. Об этом много раз глава (Грузинской епархии ААЦ) давал объяснение грузинскому православному патриархату, соответственно, и органам грузинской власти»

Сусана Хачатурян уточнила, что никто не оспаривает тот факт, что Абхазия является канонической территорией Грузинской епархии Армянской церкви:

«Однозначно, что после того, как мирным путем и окончательно разрешится абхазский вопрос, священнослужители армянской епархии Грузии будут обязательно обеспечивать нужды армянской общины Абхазии. А действующие армянские храмы, которые находятся в Абхазии, будут включены в список армянских храмов Грузии».

О просьбе грузинской стороны к Гарегину Второму взять под личное попечительство армянскую общину Абхазии, если не получится передать ее Грузинской епархии ААЦ, Сусана Хачатурян сказала:

«Это так и есть – армянский храм в Абхазии находится под попечительством Святого Эчмиадзина. Но у нас есть епархии по всему свету, в том числе в России, как и в Грузии. И вот временно, я повторяю, абхазский армянский храм находится под попечительством епархии Юга России».

Второй вопрос, который Саломе Зурабишвили затронула в ходе визита в Эчмиадзин, – об ответственности Грузии за восстановление исторических памятников на своей территории:

«Но это должно быть сделано шаг за шагом, поскольку невозможно восстановить все храмы одновременно».

Президент предложила провести научную экспертизу при подключении археологов для идентификации происхождения конкретных церквей, на которые укажет Армянская церковь.

Этот процесс тянется годами, говорит пресс-спикер армянской епархии Грузии Сусана Хачатурян, указывая на недостатки грузинского законодательства. В стране нет закона о реституции, подразумевающего возвращение религиозным организациям имущества, отобранного советским режимом:

«Юридически на базе епархии не зарегистрированы даже действующие сегодня армянские храмы. Таким статусом пользуются и недействующие храмы, которые стоят и разваливаются, и когда этот вопрос решится, никто не может сказать».

Отчасти это зависит и от позиции Грузинской православной церкви, которая оспаривает армянское происхождения ряда храмов. Сусана Хачатурян перечисляет их:

«В Тбилиси это Сурб Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Кармир Аветаран, Сурб Минас, Мухнецоц Сурб Геворг, Тандоянц Сурб Аствацацин и Сурб Ншан в Ахалцихе».

За церковь «Тандоянц» армянская епархия в Грузии с помощью правозащитных НПО ведет судебную тяжбу с несколькими государственными ведомствами, которые в 2017 году передали храм в распоряжение ГПЦ.

Главный аргумент патриархии состоит в том, что до «Тандоянца» на этом месте существовал грузинский православный храм Воздвижения Креста Господня. Вот что говорил в 2018 году представитель Грузинской патриархии Леван Мерабишвили:

«В ходе работ были обнаружены контуры храма и два могильных камня с грузинским текстом, относящиеся к середине XVIII века. Мы ни с кем не входим в спор, это они спорят с нами. Если у них (епархии Армянской апостольской церкви) спросить, – они требуют 600 храмов. Это даже вызывает иронию. Мы просто требуем то, что нам принадлежало. Хотим восстановить историческую справедливость».

Существующие исторические источники не подтверждают, что на территории «Тандоянца» существовал грузинский храм, говорит представительница Центра по изучению и мониторингу прав человека Тамта Микеладзе. Эта неправительственная организация совместно с Институтом толерантности и многообразия (TDI) представляет в суде интересы епархии Армянской апостольской церкви в Грузии.

Правозащитники отмечают, что государство не спешит передавать культовые объекты, конфискованные советскими властями. Они отмечают, что часто грузинские власти учитывают лишь мнение ГПЦ и принимают решения в ущерб интересам других конфессий.

Глава Государственного агентства по вопросам религии Заза Вашакмадзе с критикой не соглашается. Он напоминает, что с 2014 года Армянской апостольской и Католической церквям, а также мусульманской и иудейской общинам государство «частично возмещает» ущерб, нанесенный им советским режимом. В случае с Армянской церковью эта сумма ежегодно составляет 600 тысяч лари, подтвердила представитель армянской епархии, назвав факт позитивным.

Помимо этого, Вашакмадзе отметил, что начат процесс передачи разным конфессиям культовых сооружений. Около 200 мечетей переданы мусульманской общине, 20 синагог – еврейской общине, и этот процесс продолжается. О храмах, на которые заявляет свои права Армянская церковь, Заза Вашакмадзе сказал:

«Поскольку больше всего спорных вопросов из-за схожести церквей существует между Армянской церковью и ГПЦ, этот процесс растянулся во времени. Но это не значит, что рабочий процесс на уровне исследования, изучения не идет. Хочу зафиксировать, что с 2014 года Армянская церковь официально внесла заявку в агентство на 442 церкви – это список с указанием месторасположения и конкретных названий. Другие доказательства, исторические источники не были представлены. Для основательного изучения вопроса Агентство попросило Армянскую церковь предоставить какие-нибудь существующие документы или же источники. С 2014 года Армянская церковь предоставила документы и исторические источники лишь приблизительно на 20 храмов из этих 442-х, и то эти материалы неполные, и они в процессе обработки и исследования».

Заза Вашакмадзе отмечает, что Агентство действует в рамках законодательства Грузии. Закона о реституции пока не существует, а, согласно существующим нормативным актам и Конституции, храмы предавались во владение только ГПЦ, другим конфессиям культовые здания переданы в бессрочное пользование, «что фактически то же самое, что владение, только без права купли-продажи», Заза Вашакмадзе.

Такое положение правозащитники называют дискриминационным. Говорит Мако Гавтадзе, представитель Института толерантности и многообразия (TDI):

«До сих пор мы не видим воли государства решить проблему реституции. Этого не видно и в формате рабочей группы по религиозным вопросам, которую в конце прошлого года создал комитет по правам человека. Тот факт, что церковь «Тандоянц» была передана ГПЦ без проведения исследования, и об этом не была в курсе Армянская церковь, еще раз показывает безразличие государства к вопросу, и тем самым фактически отрицает историю этих религиозных организаций, способствует исчезновению их следов».

Согласно статистике Агентства по вопросам религии, в Грузии 2001 действующий православный храм, 277 мечетей, 58 храмов Армянской церкви и 31 храм принадлежит католикам.