Битва, в которой решалась судьба христианства

  • 29/07/2018

diletant.media

Мехмед II, которого по праву называют одним из величайших османских полководцев, смог взять Константинополь, подчинить себе Сербию, Герцеговину, Албанию и ряд других стран. Окрыленный успехами военачальник не собирался останавливаться: его армия дошла до Белграда, где, по мнению многих историков, решалась судьба христианского мира.

Схватка на стенах города. Источник: dic. academic.ru

В середине XV века османская армия под руководством султана Мехмеда Фатиха победоносно шествовала по Балканам вглубь Европы. Многим казалось, что остановить иноверцев уже не получится — настолько безупречно они воевали. Вот-вот турецкие войска грозились подступить к Вене, однако на их пути лежал Белград, обороной которого занялся известный венгерский военачальник Янош Хуньяди. Это произошло, несмотря на то, что в Венгрии — как, пожалуй, и в остальной Европе — дворянство было практически уверено в том, что сербская столица обречена.

Армия султана подошла к стенам Белграда в самом начале июля 1456 года, тогда же начался долгий обстрел города из многочисленных мортир и пушек. Впрочем, крепость Белграда предусмотрительно — за пару лет до вторжения османов — привели практически в идеальный вид, поэтому ядра до поры до времени не могли нанести ей серьёзного урона.

При этом католический мир не спешил помогать православным защитникам города: хоть разговоры об этом шли на самом высоком уровне, до реальных действий дело так и не дошло. Поэтому Хуньяди был вынужден комплектовать свою армию из рыцарей-добровольцев, городски жителей и наемников. Всего у него набралось до 40 тысяч человек, в то время как султан командовал армией, превосходившей по численности гарнизон Хуньяди, по некоторым оценкам, чуть ли не в три раза.

Армия защитников Белграда находилась в крайне тяжелом положении: поскольку серьёзной поддержки ждать было неоткуда, то для нужд артиллерии пришлось переплавлять на металл церковные кресты и колокола.

Первым делом османы, подойдя к городу, блокировали своим флотом Дунай, движение по которому все же удалось восстановить через несколько недель после удачного боя на воде. 21 июля османам с помощью пушек удалось-таки пробить брешь в городской стене. Тут же Мехмед Фатих бросил свои силы в атаку: его воины устремились в город. Пробраться внутрь крепости из-за отчаянного сопротивления христианских защитников города туркам удалось лишь на следующий день — от действия Хуньяди сейчас зависела судьба не только Белграда, но во многом и всего христианского мира.

Венгерский военачальник пошел на большой риск — брешь, черз которую попадали в город османы, подожгли, при этом была большая вероятность того, что полыхать начнет весь город. В итоге янычары оказались отрезанными от основного войска, в городе их смогли разбить силы защитников. День близился к концу, поэтому турки не стали продолжать штурм и остановились на уже достигнутом.

Воины, которые участвовали в битве за Белград. Слева — османские, справа — европейские. Источник: pravoslavie.ru

Ранним утром, когда ещё вроде и не собирался вступать в бой, некоторые христианские воины вышли за пределы города, чтобы присвоить себе военные трофеи мусульман. Османы, конечно, терпеть этого не стали и напали на них, в ответ из крепости на подмогу защитникам побежали другие воины. Солдаты обоих армий восприняли происходящее как сигнал к атаке. Так завязалось сражение, которого никто фактически не ждал.

Как ни странно, но незапланированная схватка, в которой не было место выверенной стратегии и тактике, с первых минут начала складываться в пользу христиан: им удалось успешно переправиться через реку и застать в расплох войска султана. Пока армия защитников города атаковала, османы пытались привести свои ряды в порядок и наладить дисциплину, однако это так и не удалось сделать — в полной неразберихе отряды смешались и не понимали, как должны действовать.

Из-за отсутствия понятных указаний под ударами крестоносцев отряды турок бросились в бегство, а окрыленные этим фактом защитники города лишь наращивали ярость своего наступления. Хуньяди в отличии от своего визави смог взять армию под контроль: по его указания войска ударили в место, где располагалась ставка самого Мехмед Фатиха. Во время этого наступления султана в бедро ранила выпущенная кем-то стрела. Правитель потерял сознание, а его армия приступила к полноценному бегству.

Так Мехмед Фатих, ьпотерпев крах в Белграде, потерял славу непобедимого полководца. Армия султана потеряла, по оценкам историков, несколько десятков тысяч бойцов. Победа Хуньяди обеспечила восточной Европе почти век спокойного существования, во время которого турки не пытались осуществить очередное вторжение.

 

Источники: Финкель К. История Османской империи. Видение османа. AST Publisher, 2017 г;