«Внутренний раздор Церкви для меня страшнее и тягостнее всякой войны и битвы»

  • 26/08/2018
  • Максим Новичков

diletant.media

Эпоха Константина Великого знаменуется в Римской империи выходом христианства из подполья и заключением союза между церковью и государством. Важнейшим религиозным событием правления «могущественнейшего из смертных» стал Никейский собор, состоявшийся в 325 году. Его целью было прекращение раздоров внутри церкви. Собор осудил арианство, исповедовавшее неединосущность Бога Отца и Бога Сына. Также было утверждено время празднования Пасхи, провозглашен окончательный разрыв христианства с иудаизмом и выработаны другие важные каноны.

Император Константин в окружении епископов и Никейский Символ веры. Изображение: pinterest.com

«И дикие звери не проявляют такой ярости к людям, как христиане проявляют к тем своим собратьям, которые не согласны с их мыслями»

Аммиан Марцеллин

***

«Как жестоко поразила мой слух, или лучше, самое сердце весть, что между вами возникли разногласия более тяжкие, нежели какие были прежде, и что вы, через которых я надеялся доставить исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем врачевании! Когда же я рассуждал о начале и предмете этих споров, то повод к ним мне показался весьма незначительным и вовсе не стоящим такого прения. Посему, вынужденный к настоящему посланию, пишу единодушной вашей прозорливости и призвав на помощь божественное провидение, объявляю свое право быть посредником в вашем недоумении и как бы покровителем мира между вами»

Константин Великий

***

«Павел, епископ Неокесарии — крепости, лежащей на берегах Евфрата, испытал на себе жестокость Ликиния: у него обе руки находились в расслаблении от того, что их обжигали раскаленным железом, которое стянуло и лишило жизни нервы, дающие членам движение. У иных был выколот правый глаз, у других подсечено правое колено. В числе последних находился Пафнутий Египетский»

Феодорит Кирский о прибывших на собор епископах, пострадавших при императорах-язычниках

***

«Заседая с должным благочинием, Собор сначала соблюдал безмолвие и ожидал прибытия василевса. Вот, наконец, вошел кто-то один, потом другой и третий из приближенных василевса, входили затем и другие, но не из обыкновенных гоплитов и дорифоров, а из верных его друзей. Когда же подан был знак, которым обыкновенно возвещалось прибытие василевса, и все встали, вошел и сам он и выступил на середину собрания. То был будто небесный ангел Божий, которого торжественные одежды блистали молниями света, которого порфира сияла огненными лучами и украшалась переливающимся блеском золота и драгоценных камней. Таково было украшение его тела. А душа его, очевидно, украшена была благоговением и страхом Божьим, это выражалось в поникшем его взоре, румянце на его лице и движениями его походки»

«Одни начали обвинять своих ближних, другие защищались и порицали друг друга. Между тем как с той и другой стороны сделано было множество возражений и на первый раз возник великий спор, василевс выслушивал всех незлобиво, со вниманием принимал предложения и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной, мало-помалу примирил упорно состязавшихся»

«отец церковной истории» Евсевий Кесарийский

***

«Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Тборца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу. Через него все существует как на небе, так и на земле. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего (с небес), и воплотившегося, и вочеловечегося, и страдавшего, и воскресшего в третий день, и восшедшего (на небеса), и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа»

Никейский Символ веры — формула вероисповедания, согласно которой Бог Сын единосущен Отцу

***

«Епископ Александр иногда, в присутствии подвластных себе пресвитеров и других клириков, любочестно богословствовал о Святой Троице, рассуждая философски, что Святая Троица есть в Троице Единица. Один подчиненный ему пресвитер, Арий, человек не без знания диалектики, думая, что его епископ вводит учение Савеллия Ливийского, из любопрения уклонился к мнению, прямо противоположному мысли Савеллия, и на слова епископа стал грубо предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то Рожденный имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет Свою личность из небытия»

Сократ Схоластик о появлении арианства

***

«Разве не знаешь, что иудейская пасха есть образ, а христианская — истина. Смотри, какая между ними разность: та избавляла от телесной смерти, а эта прекратила гнев (Божий), которому подпала вся вселенная; та избавила некогда от Египта, эта освободила от идолослужения; та погубила фараона, эта — диавола; после той — Палестина, после этой — Небо. Что же ты сидишь со свечкою, когда уже взошло солнце?»

Никейский собор утвердил время празднования Пасхи (Иоанн Златоуст о Пасхе)

***

«Называя брак честным и сожитие с собственной женой — целомудрием, он [египетский епископ Пафнутий] советовал собору не постановлять такого закона, ибо трудно переносить это. Такой закон и для них, и для жен их, может быть, сделается причиной нецеломудрия… И это предложил Пафнутий, сам, — по замечанию Созомена, — никогда не испытавший брачного согласия. Собор одобрил его совет»

решение собора не запрещать клирикам брачное сожительство (Эрмий Созомен)

***

«Угощая… епископов, Константин справедливо сказал, что и сам он епископ (приводим собственные его слова, произнесенные при нас): «Только вы — епископы внутренних дел Церкви, а меня можно назвать поставленным от Бога епископом дел внешних»»

Евсевий Кесарийский

***

«Что ни злоумышлял против нас дьявол, все уничтожено в самом основании. Двоедушие, расколы, смуты, смертельный яд, так сказать, несогласия — все это, по велению Божию, победил свет истины»

торжественное послание Константина о церковном согласии