В Басре (Ирак) снесли 300-летний минарет, стеснявший уличное движение

  • 27/07/2023
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

Скорбящим правоверным пообещали осовременить осиротевшую мечеть

БАСРА.  В этом втором по величине и самом густонаселенном портовом городе Ирака (после Багдада) власти снесли славный 300-летний минарет, стеснявший уличное движение, а скорбящим правоверным пообещали осовременить осиротевшую мечеть, сообщает apnews.

Одним из главных исторических памятников Басры считается трехсотлетняя мечеть аль-Сираджи с ее знаковым минаретом из покрытого патиной времени старинного кирпича, шпиль которого инкрустирован голубой керамической плиткой. В последние годы мечеть числится в списке немногих сохранившихся туристических достопримечательностей этого древнего города, живущего во многом нефтепромыслами. Местные жители давно уже привыкли, что 11-метровый минарет, частично вросший в землю за века, выступает на улицу, серьезно затрудняя уличное движение.

И вот ранним утром в пятницу 21 июля минарет снесли бульдозером с благословения и в присутствии губернатора Басры. Снос памятника мгновенно вызвал бурю возмущения в социальных сетях среди ценителей культурного наследия Ирака и правоверных. Исторические памятники и объекты культурного наследия в Ираке, родине множества цивилизаций, сменявших здесь одна другую более шести тысячелетий, сильно пострадали от грабежей и разрушений за последние десятилетия войн, особенно после вторжения США в 2003 году. Относительно недавно мир потрясли преступления джихадистов Исламского государства*, которые снесли и взорвали множество памятников древности на севере Ирака, в числе которых было немало и исламских святынь.

За несколько последних относительно спокойных лет, в стране наблюдается возрождение научной археологии и истории. Многие артефакты, присвоенные мародерами и перекупщиками, уже возвращены в страну, а некоторые ценные памятники истории и культуры – в частности, мечеть аль-Нури в Мосуле – восстановлены благодаря помощи международных благотворительных фондов. «Тем возмутительней, что на этот раз именно действия официальных властей повергли в прах наше наследие», – скорбит Джафар Джотери (Jaafar Jotheri), доцент кафедры геоархеологии в Университете Аль-Кадисия в Ираке. Мечеть Сираджи с ее минаретом была возведена в 1727 году. Минарет пал, но сама мечеть избежала сноса.

Губернатор Басры Асаад аль-Эйдани (Asaad al-Eidani) заявил, что местная власть заручилась разрешением на снос минарета от иракского суннитского благотворительного фонда, обладающего полномочиями попечителя суннитских религиозных объектов. Он заверил, что мечеть теперь подвергнется реконструкции и приобретет «современный облик». «Кто-то недоволен тем, что нам пришлось снести ценное историческое сооружение, – бодро отметил чиновник на официальной странице пресс-службы губернаторства Басры в Facebook. – Однако оно стояло прямо посреди улицы, и нам пришлось снести его, чтобы расширить улицу в общественных интересах».

«Это порочная логика, поскольку минарет возник здесь раньше улицы, – возражает Джотери, – причем он считался одним из старейших памятников в Басре. Он ничем не посягал на улицу; это улица посягнула на него». «Минарет обладал не только духовной, но и великой исторической ценностью для нашей общины, – сокрушается Адиль Садик (Adil Sadik), местный инженер-нефтяник. – Он никогда не принадлежал какому-либо отдельному лицу или группе; он был коллективной собственностью горожан, сокровенной частью их общей памяти и наследия».

Снос минарета дал общественности очередной повод для обсуждения пробелов в иракской правовой базе по охране культурно-исторического наследия. В стране действуют два отдельных закона – Закон об охране древностей и культурного наследия и Закон о религиозных пожертвованиях – и они то и дело вступают в противоречие. В случае религиозных исторических памятников нередко решающее слово принадлежит благотворительным фондам, а не полномочному Государственному совету по древностям и культурному наследию Ирака.

Ахмед аль-Олайави (Ahmed al-Olayawi), пресс-секретарь Министерства культуры, осудил решение о сносе минарета. По его словам, министерство предлагало правительству Басры проекты бережного демонтажа минарета и его переноса с проезжей части. Аль-Олайави не смог сдержать возмущение и призвал провести судебное расследование по факту самовольного сноса памятника. Суннитский благотворительный фонд со своей стороны заверил, что не давал официального разрешения на снос, а его сотрудники потрясены произволом властей. «Мы неоднократно просили мухафазу Басры перенести минарет, а не сносить его», – заявил глава суннитского фонда Мишаан аль-Хазраджи (Mishaan al-Khazraji) в телевизионном интервью.

Это мнение разделяет и простой житель Басры Али Назим (Ali Nazim). «Я понимаю и признаю необходимость расширения улицы ради удобства проезда транспорта, – говорит Назим, – однако беспощадный снос минарета вызвал у меня гнев». В городе и стране нарастает дискуссия о сохранении исторических памятников и культурного наследия Ирака. «В других странах сохраняют и пересаживают даже деревья при расширении трасс, – возмущается Али Хилал (Ali Hilal), известный иракский фотограф, занимающийся популяризацией исторических памятников Ирака. – Как же мы могли допустить снос нашей трехсотлетней святыни ради удобства проезда?»

Буря возмущения в обществе побудила губернатора Басры выступить с обещаниями. Он заверил, что уже ведутся переговоры с турецкой компанией, специализирующаяся на сохранении исторического наследия, и она якобы вполне может взять на себя задачу восстановление минарета из обломков. Археолог Джотери сильно сомневается, что такая реставрация возможна. Он указывает, что кирпичи минарета не были предварительно пронумерованы, и теперь нет никакой возможности восстановить памятник в первозданном виде, тем более, что ковш бульдозера жестоко искромсал и раздробил кладку. «Каждый из тех, кому довелось посетить Басру за 300 лет, восхищался этим славным минаретом и хранил в душе память о нем, – скорбит археолог. – И вот теперь ни у моего сына, ни у вашего сына никогда больше не будет возможности обогатить душу созерцанием этого памятника».

*запрещенная в РФ террористическая организация