С начала года счет казней дошел до 203 как минимум, по подсчетам правозащитников
ТЕГЕРАН. В Иране казнили через повешение двоих осужденных за богохульство, и с этими смертями счет казней дошел с начала года до 203 как минимум, по подсчетам правозащитников, пишет theguardian.
Власти страны в официальном извещении подчеркивают, что смертные приговоры за это преступление приводятся в исполнение относительно редко, а стремительный рост казней по всей Исламской Республике в последние месяцы объясняется бушевавшими долгое время общественными беспорядками. По данным базирующейся в Осло иранской правозащитной организации Iran Human Rights, страна вошла в этом году в число «главных палачей» мира, поскольку с начала года в ней казнили уже 203 заключенных за четыре с лишним месяца. Правозащитники, впрочем, подтверждают, что казни за богохульство относительно редки в стране, поскольку обычно суды смягчают приговоры с учетом различных обстоятельств.
Это обстоятельство вряд ли послужит утешением родным и близким Юсефа Мехрада (Yousef Mehrad) и Садроллы Фазели Заре (Sadrollah Fazeli Zare), которых повесили в тюрьме Арак в центральном Иране. По данным Комиссии США по международной свободе вероисповедания (US Commission on International Religious Freedom) при Конгрессе, их арестовали в мае 2020 года по обвинению в участии в антирелигиозной деятельности в сообществе соцсети Telegram под названием «Критика суеверий и религии». По данным комиссии, арестованных все эти три года держали в одиночном заключении без права общения с родными и близкими.
Информационное агентство судебной власти Ирана Mizan подтверждает, что смертные приговоры приведены в исполнение, ибо эти два вероотступника грубо оскорбляли пророка Мухаммеда и пропагандировали атеизм. Мизан также обвиняет их в сожжении Корана, хотя остается неясным, делали ли они это собственноручно, или распространяли чужие снимки через Telegram-канал.
“Эти казни еще раз обнажили мракобесную средневековую сущность иранской теократии, – возмущается Махмуд Амири-Могаддам (Mahmood Amiry-Moghaddam), глава правозащитной организации Iran Human Rights. – Международному сообществу надлежит продемонстрировать своей реакцией, что казни за выражение личного мнения нетерпимы в нынешнем мире. Если международное сообщество предпочтет закрыть глаза на эту вопиющую расправу, оно тем самым даст зеленый свет иранскому правительству и его единомышленникам по всему миру».
Это далеко не первая и вряд ли последняя смертная казнь за богохульство в Иране. Другие страны Ближнего Востока – к примеру, Саудовская Аравия – также карают смертной казнью за богохульство. Недавняя волна казней, в том числе представителей этнических меньшинств, прошла в Иране по итогам многомесячных протестов в связи со смертью в сентябре прошлого года 22-летней Махсы Амини после ее ареста полицией нравов. Известны имена по крайней мере четырех смертников, которым вынесены приговоры по обвинениям в различных преступлениях во время демонстраций. В ходе протестов, по сообщениям, было убито 500 человек и арестовано 19 тысяч человек, и потому эти события теперь считаются «одним из самых серьезных вызовов иранской теократии со времен Исламской революции 1979 года». По данным Iran Human Rights, в 2022 году в Иране казнили 582 человека как минимум, по сравнению с 333 в 2021 году. В последнем докладе Amnesty International о казнях Иран поставлен на второе место после Китая, где, как считается, ежегодно казнят тысячи людей.