Мухаммед Али Египетский вошел в историю как жестокий тиран и великий реформатор. Пройдя путь от командира наемников до правителя огромной части Османской империи, он сумел провести ряд кардинальных экономических, политических и военных реформ, выведших Египет на мировую арену. Модернизация по европейскому образцу и железная хватка, с помощью которой паша поднял Египет «на дыбы», делают его фигуру в некотором смысле сравнимой с фигурой Петра I.
Мухаммед Али родился в Македонии в 1769 году, в один год с Наполеоном Бонапартом. Он происходил из албанской семьи, глава которой занимался торговлей табаком. Рано потеряв отца, он воспитывался своим дядей. В 1801 году Мухаммед оказался в Египте в качестве командира албанского военного отряда наемников, посланного османским правительством на борьбу с французами и Наполеоном. В 1803 году Египет снова вернулся в турецкое владычество, но османы не смогли восстановить порядок в стране. В наступившем раздрае сил Али сумел занять выгодную позицию и подняться на вершину власти: в 1804 году он стал заместителем паши Египта, а затем вступил в сговор с мамлюками, сместил наместника и уговорил султана назначить его османским губернатором в Египте.
Мухаммед получил власть в 1805 году, однако чтобы ее сохранить ему приходилось жестоко отбиваться от бесконечных заговоров и интриг. В 1807 году мамлюкский эмир Мухаммед-бей Эльфи, заручившись поддержкой англичан, подошел к Каиру со своим войском, чтобы изгнать Али-пашу, но внезапно умер. Армия разбежалась, а британский корпус, прибывший в марте того же года и попытавшийся захватить Розетту, был разгромлен и в итоге вытеснен из Египта.
Мухаммед Али понимал, что мамлюки, веками игравшие важнейшую роль в египетской политике, будут и дальше представлять угрозу его власти и стремиться вернуть свое высокое положение. Чтобы избавиться от них раз и навсегда, он заманил весь цвет этой касты воинов в ловушку. В 1811 году 480 мамлюкских беев были приглашены в Каир. Под предлогом участия в праздничной процессии по городу они оказались выстроенными в ряд на узкой улице и безжалостно перебиты выскочившими из неоткуда солдатами паши. Мухаммед приказал преследовать и убивать мамлюков по всему Египту, что привело к смерти порядка двух тысяч человек (некоторые историки говорят о четырех тысячах убитых).
Избавившись от опасного военного сословия, Мухаммед стал полноправным хозяином Египта и начал обширную программу по переустройству страны. Он был уверен, что Османская империя рано или поздно падет, а он сможет на ее обломках основать новое царство, которое будет простираться «вплоть до Евфрата до Тигра». Чтобы это стало возможным, ему предстояло модернизировать экономику, совершить реформу образования, построить современную армию и флот. Подобные изменения в начале XVIII века в России осуществил Петр I.
Как и Петр I, Мухаммед не жалел ни людей, ни средств на исполнение грандиозных строительных проектов. К примеру, он возродил Александрию, заново отстроив в 1819 году канал соединяющий город и реку Нил. Благодаря паше столица птолемеевского Египта вновь стала важным морским портом, однако заплатив за это огромную цену: согнанные на ремонт канала мужчины и женщины сотнями умирали от невыносимых условий, в которых им приходилось работать.
Чтобы обеспечить казну деньгами, паша в первую очередь значительно повысил налоги, полностью взял под свой контроль сельское хозяйство, объявил выращивание и продажу большинства зерновых культур государственной монополией, а богатые земли, подаренные его предшественниками мечетям и медресе, конфисковал. При Мухаммеде одним из главных египетских товаров на экспорт стал длинноволокнистый хлопок. Острая нужда западных государств в этом сырье в условиях индустриальной революции способствовала вовлечению Египта в мировую торговлю.
Однако главные усилия Мехмеда были направлены на обустройство армии и флота. Причем военная модернизация затронула практически все сферы экономики Египта: строились фабрики по пошиву униформы, производству корабельных парусов и огнестрельного оружия, устанавливались новые военные верфи, стремительно развивалась химическое производство, а в Александрии появился новый арсенал. Открывались военные академии и светские школы, причем преподавали в них европейцы и египтяне, вернувшиеся после обучения в западных учебных заведениях. Кроме того, Али отправлял учиться за границу самых талантливых чиновников, а оттуда вызывал к себе первоклассных специалистов во всех областях наук. К примеру, французский доктор Антуан-Бартелеми Кло был приглашен Али, чтобы организовать в Египте врачебное дело. В 1822 году он основал медицинскую школу с больницей, которая готовила медиков для армии.
Что же касается пополнения армии, то тут тоже не обошлось без нововведения: Мухаммед начал брать на службу феллахов — бедных египетских крестьян. Те, чтобы не идти в армию, калечили себя или убегали, но Мухаммеда это не остановило. Обучали новых солдат бывшие французские офицеры, оставшиеся без дела после поражения Наполеона.
Реформируя страну, Али-паша не забывал и увеличивать свои территории, аннексируя земли соседей. В 1815 году он освободил Мекку и Медину от ваххабитов и забрал их владения в Аравии и прибрежном Йемене. Через год война с представителями секты возобновилась. Сын Мухаммеда Али талантливый военачальник и полководец Ибрагим-паша вторгся во внутреннюю Аравию. В течение нескольких лет армия Ибрагима приступом захватила главные центры провинций Касыма и Неджда. В 1818 году он захватил столицу саудитов Аль-Дирайя и разрушил город до основания, а эмира отправил на казнь в Стамбул. В качестве признательности Ибрагима объявили губернатором Хиджаза. Также в результате Суданской кампании, предпринятой в 1820 году, паша взял под контроль всю долину Нила вплоть до Эфиопского нагорья и установил свое владычество на обоих берегах Красного моря.
В 1824 году турецкий султан Махмуд II обратился к Али за помощью (предварительно пообещав ему Крит) в борьбе против греков, добивавшихся независимости от Османской империи. Армия Али отправилась подавлять восстание. Египетский флот без труда захватил Крит, Кипр и Морею. Однако в 1827 году объединенная турецко-египетская эскадра потерпела сокрушительное поражение от греческих союзников (России, Франции и Англии) в Наваринском заливе. Войска, руководимые сыном Мухаммеда Ибрагимом, оказались блокированы в разоренной и страдавшей от голода и чумы Морее. Али был в бешенстве. Не раз он предупреждал султана об опасности объединения европейских государств для помощи грекам, но тот не желал и слушать. В качестве компенсации за бездарно утерянный флот египетский паша потребовал от Махмуда Сирию. Последовавший отказ еще больше разозлил Али и он решил взять ее силой.
В 1831 году Ибрагим-паша последовательно захватил Яффо, Хайфу и Акко. В 1832 году был взят Дамаск, а к концу года под контролем сына Али была уже вся Сирия. Султан намеревался взять реванш в битве при Коньи, однако огромное османское войско не смогло справиться с армией Ибрагима, уступающей ему в разы. После этого Ибрагим хотел идти на Стамбул, но Мухаммед остановил сына, побоявшись вмешательства в конфликт европейских сил. Вскоре был подписан Кютахийский мир, по которому Мухаммед Али стал наместником Сирии и Аданы.
Однако от Египта по-прежнему требовали ежегодной подати в государственную казну, и так как владение сирийскими территориями не приносило того дохода, на который рассчитывал Али, паша в 1838 году отказался выплачивать дань своему сюзерену. На деле это означало утверждение независимости Египта. В ответ Махмуд II собрал армию и начал новую войну против мятежного паши. Однако египтяне под предводительством Ибрагима разбили противника в решающей битве при Незибе. Более того, флот султана, из-за предательства его командующего, оказался в александрийском порту. Вскоре после этого Махмуд II умер. Ему наследовал его старший сын Абдул-Меджид I. При военной поддержке России, Франции, Великобритании и других европейских держав ему удалось усмирить Али. Был подписан мирный договор, вынудивший Мухаммеда вывести войска из Леванта, Хиджаза, Киликии, Крита и вернуть туркам захваченный флот. Египетскому правителю впредь запрещалось строить и приобретать новые корабли без разрешения султана. Численность египетской армии тоже должна быть существенно сокращена. При этом Абдул-Меджид позволил Мехмеду Али и его наследникам сохранить за собой Египет и Судан. Правда о независимости не могло быть и речи: Мухаммед признавал верховенство султана и должен был, как и прежде, ежегодно отправлять дань в османскую столицу.
Империя, которую выстраивал египетский паша, рухнула. Англо-турецкая торговая конвенция, подписанная в 1838 году, существенно ограничила финансовый поток в египетскую казну и препятствовала субсидированию фабрик, большинство из которых пришлось закрыть. Все это не могло не сказаться на здоровье паши: у него начались сильные приступы паранойи и неконтролируемого гнева. Участившиеся случаи помутнения рассудка лишали правителя Египта физических сил. В 1849 году он скончался. Его сын Ибрагим к тому времени умер от туберкулеза и новым пашой стал внук Мухаммеда Аббас I Хильми.
Хотя у Али и не получилось создать царство, простирающееся до Ефрата и Тигра, он основал в Египте собственную династию, практически свободную от подчинения властителю Османской империи. Потомки Мухаммеда Али правили страной до 1953 года, пока Египет не был провозглашен республикой.