Константинополь предлагает Киеву “томос Шредингера”

  • 05/09/2018
  • Артур Приймак

ng.ru

Патриарх Варфоломей отказал РПЦ в праве определять будущее Украинской церкви, но и своего решения пока не вынес

Фото с сайта www.patriarchia.ru

«Все хорошо», – ответил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вопросы журналистов о том, как 31 августа прошла в Стамбуле его встреча с Константинопольским (Вселенским) патриархом Варфоломеем. Ожидалось, что Варфоломей на этой встрече разъяснит Кириллу: получит или нет Украина томос (указ) Вселенского патриарха о даровании Украинской церкви автокефалии. Но от окончательного ответа на автокефальный вопрос константинопольский предстоятель, похоже, воздержался. По Украине и подобным аспектам Варфоломей сказал следующее: «В то время когда политические деятели используют путь диалога, мы – религиозные деятели – должны в еще большей степени использовать этот путь диалога». Кирилл ответил: «В диалоге, который ведут политики, каждый отстаивает интересы своей страны. Диалог внутри Православной церкви имеет другую природу. Мы представляем интересы своих церквей, но имеем в виду общее благополучие, единство церкви и ее способность совершать миссию в современном мире».

Наиболее развернуто со стороны Константинополя объявил текущее мнение по Украине митрополит Галльский Эммануил Адамакис. «Дословно его прямая речь звучит так: «В Украине уже более 25 лет продолжается раскол, и Вселенский патриархат принял решение рассмотреть все способы, которыми может быть провозглашена автокефалия Украинской православной церкви». Константинопольский патриархат не только задекларировал необходимость поиска путей предоставления автокефалии, но и непосредственно начал этот поиск» – так поняли его комментарий в Синодальном информационно-просветительском отделе Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Поиск решений по церковной независимости Украины греки начали в апреле с.г. – когда к Варфоломею с соответствующей просьбой обратился президент Украины Петр Порошенко, а потом инициативу Порошенко поддержали депутаты Верховной рады Украины. «Однако удалось ли Константинополю с апреля найти варианты предоставления автокефалии и если да, то какими она их видит, пока в речи митрополита Эммануила не сообщается», – уточняют в УПЦ МП.

Уже по возвращении в Москву, после богослужения в Успенском соборе Кремля 2 сентября, патриарх Кирилл сравнил деятельность нынешних автокефалистов с попытками навязать Украине унию с Римом в XV веке. «Когда раздаются разговоры о том, что нужно снова оторвать православную Украину от Русской церкви, ничего нового не происходит», – сказал глава РПЦ. «Но ведь тогда это не получилось! И не получилось не потому, что определенные политические силы так предопределяли, а потому, что духовное единство Святой Руси разорвать невозможно», – заявил патриарх. По его мнению, единство Церкви – это «и поныне великое достояние, определяющее духовный путь народов всея Руси», и если оно будет разорвано, то «неизвестно, что будет вообще с православной церковью».

С 1 по 4 сентября в Стамбуле проходил Синаксис (Архиерейский собор) Константинопольской церкви. Выступая на этом собрании, патриарх Варфоломей 3 сентября заявил о праве Константинополя самостоятельно разрешить украинский церковный вопрос. Он сказал, что стремление украинцев к автокефалии берет начало в XIV веке, когда «управление Киевской митрополией было перемещено в Москву без нашего (Константинополя. – «НГР») канонического разрешения». Незаконное, по словам Варфоломея, владение Московским патриархатом Киевской митрополией способствовало «незаконным выборам епископов и расколам, от которых по – прежнему страдает благочестивый украинский народ».

Вместе с тем, добавил первоиерарх, правила Вселенских соборов запрещали Константинополю вмешиваться в дела Украины без доказательств нарушения Русской церковью в Украине церковных законов. Таковых доказательств за Москвой греки в Украине не видели. И были вынуждены вмешаться лишь тогда, когда поняли: «ответственная за болезненную ситуацию в Украине» РПЦ «не может разрешить самостоятельно» проблему раскола.

Ситуация в Украине с богословской точки зрения оказалась крайне сложна. Одно только предварительное исследование вопроса авторства епископа Макария Гриниезакиса заняло почти тысячу страниц. Константинополь будет заниматься украинской проблемой вплоть до ее окончательного разрешения.

УПЦ МП отозвалась на это выступление день спустя, 4 сентября. Замглавы Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Данилевич заявил, что любые решения Константинополя «должны быть согласованы со всеми поместными церквами, иначе это может повлечь определенные разделения вплоть до прекращения евхаристического общения».

Напомним, в очередной раз о возможном даровании томоса заговорили в Украине 24 августа, в День независимости. «Самые теплые поздравления всем украинцам, окруженным любовью Константинопольской матери-церкви», – сказал Варфоломей по телефону Петру Порошенко. Как символ готовности украинских церквей к автокефалии и объединению в поместную церковь Порошенко продемонстрировал Варфоломею «Молитву за Украину». «Молитву за Украину» – переведенный на современный украинский «Отче наш» – произносили участники и гости парада в честь Дня независимости. Включая предстоятеля УПЦ МП митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского), патриарха Филарета (Денисенко) и главу Украинской греко-католической церкви архиепископа Святослава Шевчука – стоявших в одном ряду. Порошенко на параде сказал: «Мы полны решимости положить конец противоестественному и неканоническому пребыванию весомой части нашей православной общины в зависимости от российской церкви, которая освящает гибридную войну Путина против Украины».

Известия о готовности Константинополя дать автокефалию распространились среди сторонников церковной независимости из УПЦ МП. Экс-замглавы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) заявил на семинаре в Киеве: томос уже давно написан и Варфоломею нужно его только подписать. Однако весьма вероятна отсрочка окончательного решения о томосе.

30 августа сайт Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) опубликовал большое интервью секретаря УПЦ КП архиепископа Евстратия (Зори). Как и автокефалисты из УПЦ МП, Зоря считает, что главная проблема – не написание томоса, поскольку он уже давно составлен, а его подписание Варфоломеем. Исходя из этого, Зоря сравнил томос с котом из известной задачи по квантовой физике. «Томос Шредингера: он есть – и его нет. Из Москвы доходят слухи, что Кремль поставил ультиматум перед патриархом Кириллом: если он проиграет Украину, он обязан уйти в отставку, – сказал Зоря. – Раз Кирилл не способен удержать Украину, должен прийти новый патриарх». Церковный публицист протодиакон Андрей Кураев так сказал «НГР» насчет изреченной спикером УПЦ КП «сенсации»: «Такие вещи, как тайные замыслы Кремля насчет нового патриарха Московского, вряд ли кому-то могут быть известны. Что касается исхода переговоров двух патриархов по Украине, то у патриарха Кирилла в этом плане все хорошо. Если администрация президента России начнет пенять ему за провал, он скажет: простите, но это следствие вашего провала по Украине».

После евромайдана среди некоторых экспертов в России сложилось мнение: госпереворот в Киеве случился потому, что начиная с 1991 года Москва работала в Украине только с властями страны и не создавала центров продвижения своей «мягкой силы» в украинских массах, как это делают США и Евросоюз. Точно такими же словами, но про патриарха Кирилла высказались в УПЦ КП. «С кем патриарх Кирилл все время старался взаимодействовать в Украине во время своих визитов? – сказал Евстратий (Зоря). – С властью. Потому что народ в российской политической культуре – это статист, массовка. И потому все московские сценарии в Украине базируются на интересах власть имущих».

Недопустимость участия в процессе дарования автокефалии патриарха Киевского Филарета, как считает Зоря, – «последняя баррикада, которую будет пытаться удержать патриарх Кирилл». Спикер УПЦ КП дал понять, что Москва не будет и возражать насчет томоса в случае отстранения Филарета: «Серых, невыразительных и послушных митрополитов, которых они (РПЦ. – «НГР») могут выдвинуть кандидатами в предстоятели Украинской церкви, у них достаточно».

Киевский патриарх в августе пошел в атаку на Варфоломея: высказался против идеи создания в Украине параллельного УПЦ МП экзархата Константинопольской церкви. Именно греческий экзархат в Украине выдавал в июле за дарование автокефалии замглавы администрации президента Украины Ростислав Павленко. За эту дезинформацию Павленко перевели на пост директора Национального института стратегических исследований. «Павленко, руководящий чиновник из генерации еще президентства Виктора Ющенко, отрабатывал в администрации Порошенко все медийное позиционирование внутренней политики Украины, – сказал «НГР» директор Киевского института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. – Его наказали увольнением за то, что он, такой опытный, не смог просчитать схему получения автокефалии. Но другое дело, что для получения автокефалии нужны были следующие вещи: полный уход из религиозной и политической жизни патриарха Филарета, ликвидация Киевского патриархата и покаяние служивших там, согласие УПЦ МП на воссоединение и поместный воссоединительный Собор. Раз этого нет, то автокефалии не будет».

Надо обратить внимание на слова Адамакиса о том, что Константинополь принял решение рассмотреть все возможные пути предоставления автокефалии Украинской церкви, сказал «НГР» эксперт Аналитического центра святителя Василия Великого Андрей Серебрич: «В правовом и каноническом поле на данный момент существует только одна церковь с таким названием – это каноническая церковь в единстве с Московским патриархатом, но она с прошением о томосе не обращалась. Одновременно Адамакис заявил, что встреча патриархов прошла в братской и открытой атмосфере и именно так двум церквам стоит поступать в дальнейшем. То есть решения украинского вопроса в одностороннем порядке быть не может. Эти слова, по всей видимости, говорят о том, что вопрос остается открытым, а Константинополь сохраняет для себя варианты для маневра. Поскольку просто так предоставить автокефалию Украинской церкви не получится».

Взять хотя бы тот факт, что лицом условной украинской поместной церкви выступает скомпрометированный расколом и анафемой глава УПЦ КП Филарет, продолжает Серебрич: «Маловероятно, что патриарх Варфоломей в такой ситуации захочет давать Украине томос. В администрации президента Украины это хорошо понимают. Но на кону стоят президентские выборы, и поэтому администрация Порошенко действует напролом и топорно. Действия Киева после очередной неудачи с томосом предсказуемы: политические и религиозные спикеры будут утверждать, что вот-вот готового подписать томос Варфоломея якобы подкупила Москва». По словам эксперта, в данном контексте более важны интересы Варфоломея и внутренние процессы в Константинопольском патриархате. «Власть в Украине ценой сделок с раскольниками Варфоломею не нужна. В Константинополе также осознают цену более тонких сценариев легализации раскола – скажем, вручение томоса канонической структуре или создание, как в Эстонии и Молдавии, параллельной РПЦ структуры. Это автоматически приведет к охлаждению и даже разрыву евхаристического общения с РПЦ. Произойди такой разрыв, Константинопольскому патриарху будет крайне трудно говорить о себе как о Вселенском патриархе, представляющем интересы всего мирового православия». Греки сейчас стремятся к тому, чтобы закрепить за патриархатом первенство в семье поместных церквей, расширив его понимание с «первенства чести» до «первенства власти».

При этом греки будут учитывать ошибки проигнорированного Москвой Критского собора 2016 года, продолжает Серебрич. «В мае на богословской конференции в Салониках выступал с докладом митрополит Бурсы Элпидофор Ламбриниадис, – напомнил эксперт. – Он довольно жестко прошелся по РПЦ, но основной посыл был следующий. С учетом ошибок Критского собора Фанар должен созвать новый Собор, который получит статус Вселенского, где ведущая роль будет принадлежать Константинополю. Не за горами 2025 год – 1700 лет Первому Вселенскому (Никейскому) собору. Еще до Критского собора некоторые греческие иерархи высказывались: хорошо бы юбилей Никейского собора отметить единой церковью. Включая католиков – они тоже наследники Никейского собора. Чтобы сделать это, хотя бы теоретически надо добиться хоть какого-то единства между православными. Возможно, что к 2025 году Константинополь постарается провести очередной Собор, чтобы утвердить свое первенство над всеми поместными церквами. А украинский вопрос для Константинополя здесь – инструмент давления на РПЦ с целью добиться гарантий, что «Крит-2016» не повторится». Тогда, напомним, ряд православных церквей, включая Московский патриархат, отказались участвовать в этом мероприятии.