Британцы недоумевают, зачем премьер Борис Джонсон венчался католическим обрядом
Европейские католики уже второй месяц задаются вопросом: как удалось англиканину и дважды разведенному британскому премьер-министру Борису Джонсону, отцу шестерых детей, в том числе незаконнорожденных, заключить церковный брак в Католической церкви. «Тайное» венчание Джонсона состоялось еще 29 мая, но споры о его законности не умолкают до сих пор.
Ради свадьбы высокопоставленного чиновника Великобритании, который стал первым с 1822 года человеком, вступившем в брак, уже пребывая в должности премьер-министра королевства, Вестминстерский католический собор был закрыт для прихожан и туристов на несколько часов. О предстоящем торжестве приглашенные гости в количестве 30 человек узнали за несколько часов. Ранее Джонсон и его теперь уже супруга Керри Саймондс объявляли другую дату свадьбы – 30 июля 2022 года. О том, что церемония состоялась, стало известно лишь из СМИ. Эта новость потрясла подданных королевы. Если жена премьера считалась практикующей католичкой, то самого его в церкви особо не замечали. Последний раз сообщение о том, что Борис Джонсон посетил храм, относится к декабрю 2019 года. Тогда его визит привлек внимание по двум причинам. Во-первых, он пришел в собор с собакой, а во-вторых, чтобы проголосовать – в главной лондонской методистской церкви Methodist Hall был оборудован избирательный участок, где и проходило голосование за новый парламент страны.
Из биографии политика известно следующее: несмотря на то что в детстве он был крещен в католическую веру, во время учебы в Итоне Джонсон перешел в англиканство. В 1993 году он развелся со своей первой супругой – Аллегрой Мостин-Оуэн, с которой учился в Оксфорде. В 2018 году разошелся и со второй женой – Мариной Уилер, на которой женился сразу после первого развода. У пары, которая прожила в браке почти 25 лет, четверо детей. Джонсон еще со студенчества был известен как любвеобильный повеса. В 2009 году у него родилась внебрачная дочь от искусствоведа Хелен Макинтайр. А в апреле 2020 года на свет появился внебрачный сын от Керри Саймондс.
«Может ли кто-нибудь объяснить мне, как Борис Джонсон, который покинул Католическую церковь, находясь в Итоне, который дважды разведен, может заключить брак в Вестминстерском соборе, а я должен убеждать практикующих католиков, которые хотят вступить во второй брак, что это невозможно?» – задался вопросом в своем аккаунте в Twitter помощник священника в Уоррингтоне Марк Дрю. «Всегда один канонический закон для богатых, а другой – для бедных», – написал у себя на странице настоятель церкви Святого Павла в Дептфорде Пол Батлер. «Возникает ощущение, что одним разведенным людям разрешено вступать в брак в церкви, а другим – нет», – заявил в эфире Radio 5 римский корреспондент католического журнала Tablet Кристофер Лэмб.
Согласно катехизису Католической церкви, разведенные миряне не могут вступать в повторный брак, если бывшие супруги еще живы. Те же, кто решился заключить повторный, но уже не церковный союз, не допускались к причастию, поскольку считались прелюбодеями. Рассчитывать на евхаристию можно было, лишь получив аннулирование церковного брака от самого папы Римского, что было не так просто. В 2012 году немецкие священнослужители потребовали реформы этого канона. И только в 2016 году папа Франциск смягчил строгие правила и разрешил допускать разведенных и вступивших повторно в брак к таинству, но «при определенных условиях и в индивидуальном порядке в своем приходе». В частности, было оговорено, что в случае измены «пострадавшая сторона может, как обычно, приступать к святым таинствам; если виновная сторона искренне раскается и исповедуется, то и ей не может быть отказано в отпущении греха и причастии».
Тогда же понтифик упростил процедуру развода. Если раньше процесс расторжения брака был длительным и очень дорогостоящим, с привлечением нескольких церковных судей, то теперь решение должно быть одобрено двумя церковными трибуналами. «Никто не должен быть проклят навечно, потому что это не по логике Господа нашего. И я говорю не только о тех, кто развелся и снова вступил в брак, но и обо всех, кто оказался в сложной ситуации», – подчеркнул папа Франциск.
Позиция понтифика, судя по всему, вполне импонирует образу жизни Бориса Джонсона. Вероятно, поэтому он и вспомнил о своем католичестве. Как пояснили в Вестминстерской епархии, поскольку предыдущие жены Джонсона не были католичками, а браки с ними не были церковными, то никакого нарушения правил в нынешней церемонии нет. «Жених и невеста – прихожане прихода Вестминстерского собора и крещеные католики, – говорится в заявлении епархии. – Были предприняты все необходимые шаги как в церковном, так и в гражданском праве, и все формальности были выполнены перед свадьбой».
«Мистер Джонсон и мисс Саймондс получали увещевания по крайней мере в течение шести месяцев от отца Хамфриса, священника Вестминстерской епархии, который в декабре 2020 года крестил их маленького сына Уилфреда. Поэтому мы знаем, что премьер слышал слова о значении обязательных обетов, которые он принял 29 мая. Учитывая его разводы и публичную историю неверности, это большой срок для проверки», – подчеркнули в Вестминстерском соборе.
Впрочем, Борису Джонсону не обязательно было вспоминать о своем детском крещении. Католическая церковь допускает (но не поощряет) заключение брака между католиком и представителем другой конфессии, а также атеистом. Правда, такой союз возможен с определенными оговорками, а на его заключение следует получить особое разрешение у церковных властей. Однако, судя по заявлению епархиальных властей, премьер и его избранница никаких особых разрешений не получали.
Появилось предположение, что возвращение «блудного сына» к вере произошло для того, чтобы лишить США монополии на католическую тему в сегодняшней политике. Католичество 46-го президента страны Джозефа Байдена сделало его в некотором смысле фигурой уникальной. Британский эксперт Остин Айвери задался вопросом: «Пересек ли Джонсон свой Тибр, демонстративно подтвердив верность католицизму, в стране, где премьер назначает от имени королевы епископов Англиканской церкви и ее примаса? Как он выйдет из ситуации, когда, с одной стороны, его станут обвинять в получении инструкций из Ватикана, с другой – в несоблюдении церковного учения?»
Однако демарш Бориса Джонсона пришелся по душе церковным реформаторам, которые тут же возвысили голос за необходимость разрешения церковных союзов для ЛГБТ-пар. Представитель Ассоциации католических священников ирландец Тим Хейзелвуд призвал церковных юристов «упорядочить правила, чтобы сделать их последовательными и расширить признание других видов брака». «Это непоследовательная лазейка. Гей-пара не может даже получить благословение, а тот, кто был женат три или четыре раза, может жениться, если другие его браки были вне церкви. Церковный взгляд на брак архаичен», – заметил Хейзелвуд.
Как бы то ни было, но папа Франциск так и не поздравил Джонсона с первым в его жизни законным браком.